Трансперсональная психотерапия и психология здоровья

Лишь малое знание удаляет от Бога,

большое вновь приближает к нему.

Исаак Ньютон.

Всех благ возможных тот достиг,

Кто дух судьбы своей постиг.

Е Баратынский.

Есть ли большее счастье, большая радость,

как обожать красоту, медленно встающую

в далях Невозможного.

Колдерон.

Определение психического здоровья было бы не полным без анализа представлений трансперсональной психотерапии. Данный подход основан на эмпирическом опыте нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на феноменах, выходящих за пределы индивидуального сознания. Термин «трансперсональная психотерапия» был предложен в 1960-х гг. Станиславом Грофом (р. 1931), считавшим, что структура бессознательного в психоаналитическом понимании не исчерпывается только биографическим уровнем, который использовал Фрейд, а включает в себя перинатальный уровень, а также собственно трансперсональной уровень, внеиндивидуальное содержание которого определяется всей человеческой культурой и историей и даже процессами и закономерностями неживой природы. Собственно трансперсональная психотерапия включает в себя три основных этапа:

1) обсуждение с пациентом трансперсональных феноменов и их значимости в жизни конкретного человека с целью обесценивания его проблем, снижения остроты актуальных переживаний, достижение другого способа понимания ситуации путем переключения фокуса внимания больного на высшие, духовные категории;

2) использование состояний измененного сознания с целью переживания специфических «трансперсональных феноменов», таких как «мистический опыт", "космическое сознание", "экстаз", "медитативные состояния". Этот этап создает условия для переживания трансперсонального опыта;

3) осознание сути и смысла предназначения, обсуждение проблем на более «высоком» уровне.

Эволюция феномена бессознательного.Понятие бессознательного представляет собой совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Общая идея бессознательного восходит к учению Платона о познании-воспоминании, поэтому различные подходы к этой проблеме разрабатывались сначала в рамках философии (Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант, А. Шопенгауэр и др.). И. Ф. Гербарт (1776-1841) вводит динамическую характеристику бессознательного, согласно которой несовместимые идеи могут вступать в конфликт, причем более слабые идеи вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. В начале ХХ в. работы в области психопатологии, особенно французской психиатрической школы Жана Шарко (1825–1893) и др., дали новый импульс к изучению бессознательного. Продолжением этой линии явилась концепция Зигмунда Фрейда.

К. Г. Юнг ввел понятие коллективного бессознательного. Это не просто психическое явление, существующего внутри человека, но «своего рода психологический эквивалент окружающего мира и потому постоянно проецируется на него». Юнг также, открыл, что в ядре каждого комплекса архаические элементы часто переплетаются с различными аспектами физической среды. Он пришел к выводу, что коллективное бессознательное должно влиять на саму ткань реального мира, являясь связующим звеном между материей и психикой: «Мир - это постоянный поток, и стабильные структуры любого рода - не более чем абстракция. Реальность - неразрывное и когерентное целое».

Бессознательное не является статичным образованием, оно постоянно обогащается новой информацией. Чтобы лучше представить себе функцию этой части психики, необходимо понять, что индивидуальное и коллективное бессознательное функционируют, постоянно взаимодействуя друг с другом. Но именно коллективное бессознательное служит психическим явлением, которое объединяет людей, является общим для всех регулятором поведения и формирует личность.

Структурными единицами бессознательного считаются так называемые архетипы. Этот термин был использован еще в Античности. Он происходит от греческого слова «архетиос» - первоначальный образец, матрица. В психологии этим понятием обозначается способ связи образов, переходящих из поколения в поколение; принцип по которому они связаны. Архетипы создают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток. В жизни каждого отдельного человека стандартные архетипы реализуются по-своему, наполняются конкретным содержанием. Архетипы коллективного бессознательного нейтральны в отношении добра и зла. Они структурируют понимание мира, себя и других людей и лежат в основе творчества, способствуя внутреннему единству человеческой культуры.

Психосинтез. Представление о связи индивидуального и коллективного бессознательного было раскрыто в психосинтезе известного врача-философа Роберто Ассаджиоли (1888 - 1974). В основе психосинтеза лежит целенаправленное использование самоидентификации и деиндеитификации. Выделяют три различных значения самоидентификации: 1) идентификация себя с тем, что составляет для индивидуума высшую ценность; 2) внутреннее ощущение чистого самосознания независимо от любого содержания или функции его в смысле личности (переживание чистого «Я», самосознание своей личности, независимой от всего внешнего, не возникает спонтанно, а является результатом определенного внутреннего экспериментирования); 3)осуществление высшего, или духовного, «Я». Психосинтез рассматривают как индивидуальное выражение более широкого принципа - общего закона межличностного и коллективного синтеза.

Здоровье - это внутренняя интеграция, постижение подлинной самости и установление правильных отношений с другими людьми. Стадиями достижения данной цели являются, во-первых, глубокое познание своей личности; во-вторых, контроль над различными ее элементами; в-третьих, постижение своей истиной самости - выявление или создание объединяющего центра; в-четвертых, психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Глубокое познание своей личности. Познание предполагает исследование. Первоначально исследуется низшее бессознательное - унаследованные или усвоенные в младенчестве страхи, конфликты, которые нас сковывают. Необходимо исследовать также области среднего и высшего бессознательного. Благодаря этому мы обнаружим в себе неизвестные прежде способности, свое истинное призвание, свои высшие потенциальные возможности, которые стремятся выразить себя, но которые мы нередко отвергаем и подавляем из-за непонимания, предубежденности или страха. Мы обнаружим запас энергии, наделяющей нас неограниченной способностью к постижению и созиданию.

Контроль над различными элементами личности: метод деидентификации. Над нами властвует все то, с чем мы идентифицируем себя. Мы же можем контролировать и властвовать над тем, с чем мы себя деидентифицируем. В этом принципе заложен секрет нашей свободы и нашего порабощения. Каждый раз, когда мы отождествляем себя со слабостью, виной, страхом, любой другой своей эмоцией или побуждением, мы ограничиваем и сковываем себя. Но даже если эти силы окажутся на какое-то время сильнее нашего «Я», оно никогда не будет побеждено до конца. Вместо того, чтобы раз за разом отражать идущие из бессознательного атаки, мы можем обратиться к глубинным причинам этих атак, и выкорчевать проблему с корнем.

Эту процедуру можно разделить на две фазы: 1) разложение вредных комплексов, или мыслеобразов, на элементы; 2) управление высвобождаемыми энергиями и их использование. Психоанализ показал, что сила этих комплексов и мыслеобразов состоит главным образом в том, что мы их осознаем. Для разложения их на элементы необходимо воспользоваться такими методами, как опредмечивание, критический анализ и различение, т.е. необходимо установить между собой и ими «психологическую дистанцию» и спокойно изучать их происхождение, природу и их «глупость». Однако критический анализ иногда бывает недостаточным. Особенно это касается сексуальных и агрессивных побуждений. Поэтому такие силы нужно перенаправлять на безвредные или конструктивные цели.

Постижение своей истиной самости. Достичь этой цели можно, расширив личное сознание вплоть до превращения его в сознание самости. Процесс этот труден, поэтому он может иметь промежуточные стадии. В частности, люди, которые не могут постичь свою истинную самость в ее чистой сущности, могут создать идеальный образ совершенной личности, соответствующий их масштабу, стадии развития и психологическому опыту, а затем начать практически воплощать его в жизнь. Очевидно, что такие «идеальные модели» предполагают живую связь с внешним миром и другими человеческими существами.

Для некоторых людей экстравертированность такова, что жизненный центр проецируется вне своей личности. Такого рода проекция не самый прямой путь, однако, какое-то время она может служить удачной формой опосредованного самопостижения (служение идее, человеку.).

Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра. После того, как мы выявили или создали объединенный центр, у нас появилась возможность построить вокруг него новую личность - органичную, внутренне согласованную и объединенную в одно целое. На этом пути нам необходимо пройти несколько стадий. Прежде всего нужно разработать «внутреннюю программу». Мы должны мысленно представить свою цель, т.е. новую личность, к созданию которой мы стремимся, и ясно осознать задачи, возникающие с ее достижением. Это представление должно быть реалистичным и согласованным с естественным ходом развития конкретного индивида и потому осуществимым, по крайней мере отчасти. После того как идеальная форма определена, начинается построение новой личности как таковое, предполагающее, во-первых, использование всех, имеющихся энергий; во-вторых, развитие недостающих или недостаточно развитых для достижения нашей цели сторон личности; в-третьих, согласование и соподчинение различных психических функций и энергий.

Таким образом, человек творит внешнюю среду, и сам есть ее же творение.

До середины 1980-х гг. трансперсональный психотерапевтический подход был сравнительно мало знаком специалистам в области психотерапии и культивировался узким кругом психотерапевтов. В последнее время авторов трансперсонального направления занимает идея о духовном возрождении и преображения человека, пережившего духовный кризис1. Термин «духовность» понимается как индивидуальное переживание, придающее жизни и существованию этого человека нуминозное, сакральное качество.

 

[1] Подробнее см.: Гроф С. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса // Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом. М., 2000. С. 19-49.

 

Современным понятием для обозначения непосредственного переживания духовных реалий является термин «трансперсональный». Те состояния, в которых происходит встреча индивида с нуминозными измерениями существования, могут быть разделены на две большие категории. В первом случае – это переживание «имманентного Божественного», или, говоря иначе, восприятие божественного разума, выражающего себя в мире повседневной реальности. Переживания второго типа связаны с непосредственными переживаниями индивида, сопряженными с духовными реалиями. Духовность такого типа, основанная на непосредственном персональном откровении, обычно существует в мистических ответвлениях великих религий и в монашеских орденах, которые в своей практике используют медитацию, молитвы, а также другие методы для вызывания трансперсональных состояний сознания.

 

 








Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1001;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.