Виктор Франкл.
Еще одно направление в психотерапии, ориентированное на понимание «свободной воли», - это экзистенциальная психотерапия. Ведущее место в этом направлении имеет теория логотерапии, созданная Виктором Эмилем Франклом(1905–1997). Эта направление разрабатывает понятие смысла человеческого существования и занимается поисками этого смысла. Согласно логотерапии стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни есть тенденция, присущая всем и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. Человек не может, да и не должен развивать свою личность, непосредственно стремясь к этому. Его личность будет совершенствоваться по мере того, как он будет вверять себя чему-то, что выше него, делу, более великому, чем он сам.
Фактически напряжение между бытием и смыслом неискоренимо в человеке; оно внутренне присуще бытию человека и поэтому необходимо для ментального здоровья. Свобода в своем развитии достигает уровня ответственности: человек ответственен за реализацию особого смысла своей личной жизни. Логотерапевт не уполномочен сознательно влиять на решение пациента в отношении того, как ему интерпретировать свою ответственность или что будет включать в себя его личностный смысл; логотерапевт может только расширить поле видения своего пациента понятиями смыслов и ценностей.
Жизнь можно сделать осмысленной тремя способами: во-первых, через то, что мы дали жизни, во-вторых, через то, что мы берем от мира, и, в-третьих, через занимаемую нами позицию в отношении судьбы, которую уже нельзя изменить. К осмысленности жизни ведет конечность человеческого существования. Если бы человек был бессмертен, то были бы оправданы задержки и отсрочки всех его дел и не было бы нужды делать что-то непосредственно сейчас. То, что сделано человеком, того нельзя отменить, и поскольку человек ответственен за то, что он делает, он не может сделать это несуществующим. Быть человеком, как правило, означает быть свободным и ответственным одновременно. Исключение составляет виновность, в которой человек так же ответственен, но не свободен. Человек, совершивший недостойный поступок, не может изменить того, что произошло, но, раскаявшись, может изменить себя.
Концепция логотерапии основывается на трех функциональных понятиях: свобода воли, стремление к смыслу и смысл жизни. Способность поставить себя выше условий свойственна только человеку. Это проявляется как в героизме, так и в юморе. И то и другое есть способность к самоотстранению: человек может отстраниться не только от ситуации, но и от самого себя и способен выбрать, как к себе относиться.
Два феномена, которые, возможно в наибольшей степени свойственны человеку - любовь и совесть. Человек выходит за собственные пределы, или приближаясь к другому человеку, или к смыслу. Любовь - это способность, которая дает человеку возможность понять сущность другого человека, а совесть - постичь смысл уникальности ситуации. Кроме того, что совесть, опирается на интуицию, она отличается креативностью, поэтому совесть отдельного человека не может быть абсолютна. Но, чтобы не противоречить своей человечности, человек должен безусловно подчиняться своей совести, даже осознавая возможность ошибки. То, что совесть конкретного человека может ошибиться, подчеркивает, что совесть другого может быть права. И это влечет за собой смирение, скромность и надежду.
Человек - это единство вопреки многообразию. И это единство должно быть найдено на духовном уровне. В норме удовольствие никогда не бывает целью человеческих стремлений, а скорее является - и должно оставаться - побочным эффектом достижения. Достижение цели создает причину для счастья, другими словами, если существует причина для счастья, то счастье возникает спонтанно, и поэтому не стоит стремиться к счастью, незачем о нем беспокоится, если для него имеется основание. Более того, нельзя стремиться к счастью. Если человек делает счастье предметом своих стремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Однако тем самым он теряет из виду причину для счастья, и счастье исчезает.
Можно выделить смыслы, присущие целым общественным группам людей - это и есть то, что понимается под ценностями. Обладание ценностями вроде бы избавляет от принятия решений, но возникает задача принятия решений в отношении их внутренней иерархии. Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, переживания и отношения. Анализируя ценности отношения он вычленяет боль, вину, смерть. Когда речь идет о боли, человек занимает определенное отношение к своей судьбе, иначе страдание не будет иметь смысла. В случае вины, человек занимает позицию к самому себе. Стать виновным - это привилегия человека, а его ответственность - преодолеть вину.
Экзистенциальная гипнотерапия и феномен тревожности.Известные американские психотерапевты М. Кинг и Ч. Цинтренбаум разработали интегративную модель гипнотерапии, синтезирующую эриксоновский подход к гипнозу и некоторые основные положения экзистенциальной теории. Согласно авторам данной модели, для экзистенционального гипнотерапевта важно следовать некоторым положениям экзистенциализма1.
1 Подробнее см.: Кинг М. Е., Цинтренбаум Ч. Е. Экзистенциальная гипнотерапия. М., 1998.
1. Понимание психотерапевтом Я-концепции как одной из обычных форм проявления отчуждения, и поэтому идеальная Я-концепция - это ее отсутствие.
2. Тревожность сама по себе не оценивается как признак патологии. Экзистенциально-ориентированный гипнотерапевт учит пациента ценить чувство тревоги и управлять им, но не пытаться устранить его в результате лечения.
3. Существенной задачей гипнотерапевта является передача пациенту веры в реальность свободы личности. Избавление от всех душевных расстройств начинается тогда, когда пациент видит себя добровольно попавшим в ситуацию, а не считает себя ее жертвой.
4. Важной задачей психотерапевта является доведение до пациента понимания того, что выздоровление возможно, но оно потребует тяжелой работы от самого пациента.
5. Экзистенциальный гипнотерапевт в процессе лечения поощряет пациента к открытости для неизвестного, к экзистенциальной неопределенности и способности избавиться от догм.
Один из основных психических феноменов, с которыми работает психотерапевт, - это тревожность. Вильям Фишер обнаружил, что тревожность возникает почти всегда, когда: а) обстоятельства требуют действий от индивидуума; б) индивидуум не уверен в своих способностях; в) результат для него важен. Датский философ и религиозный мыслитель Сёрен Кьеркегop (1813–1855) говорил: «Кто познал тревожность, познал и возможности». Разница между теми, кто кажется здоровыми и сильными, и нездоровыми людьми заключается в том, что первые считают тревожность «дорогой в будущее» и продолжают двигаться вперед, преодолевая страх, потому что хотят видеть результаты, а нездоровые люди просто сбегают. Было бы наивным полагать, что свобода воли означает свободу от последствий принятого решения. Смелый человек, когда он болен, предлагает сказать самому себе: «Это не моя судьба, а моя вина». При этом у него сохраняется возможность предпринять что-либо в подобной ситуации.
Большинство пациентов экзистенциального гипнотерапевта, обратившихся за консультацией и страдающих от боли, депрессии, скуки или гнева, ассоциирующихся у них с нынешней жизнью, уже знают, какие изменения они должны были бы осуществить, но испытывают слишком сильное состояние тревожности, которое парализует их стремление к переменам. Для большинства людей слово «тревожность» означает напряжение, неудобство или вообще что-то жуткое. Некоторым пациентам необходимо помочь уменьшить их чрезмерную тревожность, прежде чем они станут достаточно внимательными, для того чтобы сесть и прислушаться к мысли, что у них есть выбор и они обладают свободой сделать его. Переопределение тревожности, придающее ей более позитивное и менее деструктивное значение, изменяет представление клиента и помогает ему принять на себя риск желаемых перемен. Обычно тревожность возрастает, когда люди начинают овладевать своей свободой. Вместе с этим возрастает и ощущение силы. Таким образом, тревожность стимулирует скрытые потенциалы и повышает ценность жизни.
Экзистенциальная психотерапия создала новое понимание человека здорового как человека реализующего смысл: бытие неполноценно и неустойчиво, если не несет в себе стремление к чему-то, находящемуся за его пределами. Таким образом, здоровье личности предполагает необходимость реализации человека в его духовном творчестве.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1117;