Тема: ИСТОЧНИКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
Если мы получаем знание, то откуда? Может ли интернет, компьютер выступать как самостоятельный источник знания?
Человек обладает определенными познавательными способностями:
- чувственным восприятием.
- рациональными способностями (интеллект, разум)
- интуиция
- различение рассудка и разума
Главное: чувства и интеллект.
В 17 веке формируются концепции: эмпиризм (Бекон, Локк, Беркли, Юм, Кондильяк и др.) и рационализм (Декарт, Спиноза). Эти два направления ведут спор о том, что является подлинным источником достоверного, обоснованного знания. Оба направления убеждены в том, что бог наделил человека способностью к истинному достоверному знанию, что бог наделил этой способностью каждого отдельного индивида.
С т.з. эмпиристов единственным надежным источником знания является опыт. Локк: «Нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении». То есть все знание из опыта, носит апостериорный характер. Знакомство с предметом начинается с чувственного восприятия. Продукты разума – философские системы – наличествуют а большом количестве и постоянно противоречат друг другу. Это наводит на мысль, что разум сам по себе способен только к произвольным измышлениям, а не к познанию. И если мы хотим познавать, надо обратиться к самим предметам – популярная для 17 века точка зрения. В 17 веке появляются академии. Они ставят опыты, наблюдения. Академия опытов, рысьеглазых (тех, кто внимательно во все всматривается, все замечает). Появляется направление – экспериментальная философия. То есть философствовать надо на основе опыта. Настоящее знание – апостериорно, иначе это не знание.
Рационализм. Единственным источником надежного знания является разум. Опирается на основания: обманчивость чувственного опыта, в нашем сознании присутствуют объекты, которые не являются результатом опыта, но и не химеры нашего сознания (это геометрия, математика). à Идеальные образы! Знание для рационализма априорно. Математическое знание проистекает не из опыта. Хоть геометрия и происходила из опыта, но в какой-то момент она с этим опытом порывает. Идеальный геометрический объект освободился от генетических связей. Еще один довод: физические законы. Знание, которое получено из вне (например, в науке: кванты, бессознательное, историческое прошлое и т. д.). Источник знания – разум. В разуме присутствуют некоторые положения. Декарт – в разуме есть врожденные идеи (аксиомы геометрии, целое больше части, если а=в, в=с, то а=с и т.д.), опыт не может их опровергнуть, значит они принадлежат разуму.
Локк: доказывает что не существует врожденных идей. Его аргументы: в 17 веке существовало убеждение, что есть идеи, в которых согласны все люди, а значит они должны быть врождены нашему уму. Локк говорит, что это не доказывает их врожденность. Есть атеисты, значит идея бога не является врожденной. Законы логики тоже (например, для крестьянина). Если бы существовали врожденные идеи, то их можно было бы наблюдать у детей и слабоумных. Но этого не наблюдается.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 1420;