Лекция № 1.
Гнозис – знание, логия – учение. Наш предмет – это учение о познании. Это именно учение (не научная теория, не исследование процессов познания, а именно философское осмысление процесса познания, которое заключается в том, чтобы ставить под вопрос, то что казалось очевидным и бесспорным, чтобы сталкивать между собой различные точки зрения. В результате этого мы получим возможность видеть больше проблем, глубже задумываться над проблемами познания)
Помимо термина «гносеология», в последнее время все чаще употребляется термин «Эпистемология» (Греч. происхождения. Корень «эпестеме» - это знание, которое в греческой философской традиции противопоставлялось мнению («докса»)). Знание обосновано, надежно, устойчиво => Эпистемология – это учение о надежном, обоснованном, достоверном знании. В нашей культуре в качестве такого знания фигурирует научное знание. Поэтому эпистемология – это теория научного знания.
Эти два термина – эпистемология и гносеология – очень близки (т. к . и то и другое о познании)
Гносеология – раздел современной философии. Становится разделом философии примерно с 17 века. Этот раздел ставит свои определенные вопросы. Например, какой характер носит познание? Каковы источники познания? Какими познавательными способностями обладает человек? Существуют ли границы познания – есть ли то, что человек в принципе не может познать? Или - а вообще, человек что-то может познать? Мир познаваем? Достижима ли истина? И что есть истина? Обоснованное знание возможно и что есть обоснование? Все это вопросы, которыми задается гносеология. Человеку важно знать – способен ли он познать внешний мир? Когда человек задается этим вопросом, он тем самым выделяет себя из мира и противопоставляет себя ему. Человек определяет свое место в мире и свое отношение к миру. Поэтому так или иначе гносеология отталкивается от противопоставления человека и мира.
С 18 века, со времен Канта ведется спор между онтологизмом и гносеологизмом.
Онтологизм – позиция, согласно которой началом философии и основанием философской системы должна быть онтология (учение о мире, о бытии). Прежде чем познавать мир надо ответить на вопрос – а что такое мир? Что он собой представляет? Если мир - это реальность, которая существует независимо от человека – это один ответ. Если мир – продукт сознания человека – то ответ другой.
Гносеологизм. Критическая философия Канта переворачивает подобную постановку вопроса и говорит: а как мы вообще можем говорить о мире не изучив наших познавательных способностей? Значит философская система должна начинаться с исследования наших познавательных способностей, с уточнения вопроса о том – есть ли у них границы. Только после этого можно переходить к вопросу о том – какова природа мира.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 499;