В заключении выделяются две части.

Во-первых, сведения о фактах, которые были собраны с помощью специальных познаний работников соответствующих органов и зафиксированы в письменном документе.

Во-вторых, заключение в собственном смысле слова, где излагается мнение органа о правовом характере рассматриваемого спора, оцениваются собранные им, а также представленные другими лицами доказательства и предлагается свой вариант разрешения спора. Такая оценка основывается на положениях законодательства и практики его применения. Например, применительно к спорам о воспитании детей орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. В соответствии со ст.86 КоБС при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Судебное разбирательство дел по спорам, связанным с воспитанием ребенка, назначается только после получения от органа опеки и попечительства заключения по существу рассматриваемого спора вместе с документами, отражающими выявленные обследованием фактические обстоятельства дела.

Оценочная часть заключения – это важнейшая его часть, поскольку данные органы вправе давать правовую оценку обстоятельств дела на основе собранной ими доказательственной информации, например высказать мнение, с кем из родителей при расторжении брака должен остаться ребенок, кто из них сможет обеспечить лучшие условия для его воспитания. Эта оценочная часть как заключение в собственном смысле слова является средством выполнения возложенных на орган задач по управлению и служит цели защиты прав и интересов граждан и государства. Таким образом, данные органы участвуют в гражданском процессе не только для представления доказательств, но и для получения судом компетентной оценки правового значения обстоятельств дела со стороны органа, наделенного властными полномочиями в данной сфере, т.е. для получения заключения.

Согласно ст. 230 ГПК заключения государственных органов являются средствами доказывания, также и связанные с ними акты, другие документы участвующих в деле государственных органов в части, содержащей информацию о фактах, имеющих значение для дела. Названные заключения и акты оглашаются в судебном заседании, после чего суд и юридически заинтересованные в исходе дела лица могут задавать представителям государственных органов вопросы в целях разъяснения и дополнения упомянутой информации.

Заключение государственного органа не обязательно для суда, но суд должен привести в судебном решении доводы, по которым он отвергает заключение в целом или в части. Если дело было рассмотрено судом без привлечения соответствующего органа, а его участие в соответствии с законом признано обязательным, то такое судебное решение может быть отменено.

Для участия в гражданском процессе органом должен быть выделен представитель, наделенный соответствующими полномочиями. В этом качестве обычно участвует специалист, который связан с непосредственной деятельностью данного органа. Не может выступать представителем органа технический секретарь или работник персонала, не связанный с осуществлением полномочий данного органа.

В гражданском процессе используются и другие формы получения специальных познаний, в частности заключение эксперта и консультация специалиста. Можно выделить два существенных отличия процессуального положения экспертов, специалистов и данных органов, дающих заключение по делу.

Во-первых, эксперт, в отличие от органа, относится к числу лиц, юридически незаинтересованных в исходе дела, в силу чего обладает более ограниченным кругом процессуальных прав и обязанностей по ст. 97 ГПК. То же самое относится и к специалисту (ст. 100 ГПК).

Во-вторых, эксперт и специалист не могут давать правовой оценки доказательственной информации, собранной с помощью их специальных познаний. Эксперт и специалист вправе касаться только вопросов фактического характера, поскольку они не заинтересованы в исходе дела. Представители же государственных органов привлекаются с целью не только установления фактических обстоятельств по делу, но и их правовой оценки, поскольку они имеют заинтересованность в деле, исходя из их компетенции и полномочий в системе органов исполнительной власти.

В гражданском процессе, государственные органы, участвующие в деле с целью дачи заключения по делу наделены такими же процессуальными правами, как органы и лица, обращающиеся в суд с иском за защитой прав и интересов других лиц.

Согласно ст. 290 ГПК представители государственных органов, привлеченные судом к участию в процессе для дачи заключения по делу, а так же прокурор, вступивший в дело, выступают в судебных прениях последними.

В своем заключении государственный орган, в компетенцию которого входит охрана определенной группы общественных отношений, оценивает конкретный судебный спор не только с позиции интересов сторон, но и с позиции государственного интереса, помогая суду правильно разрешить спор. Таким образом, выраженное в письменном заключении его мнение по делу окончательно формируется только в процессе установления фактических обстоятельств дела в самом судебном заседании, и оно существенно может отличаться от предварительного заключения.

Поскольку заинтересованность в деле государственного органа носит государственно-правовой характер, то это сближает его положение с прокурором. Однако если прокурор вправе участвовать в рассмотрении и разрешении судом указанных в законе категорий дел и высказывать мнение как по отдельным вопросам, так и по делу в целом в целях именно обеспечения законности, то государственный орган участвует в процессе лишь в целях осуществления возложенных на него функциональных обязанностей и только в случаях, предусмотренных в законе.

Отличие судебных представителей от государственных органов в том, что судебными представителями могут быть только физические лица. Судебные представители участвуют в гражданском судопроизводстве не только в интересах сторон и третьих лиц, но и от их имени в пределах предоставленных им законом полномочий.

Нередко органы, участвующие в гражданском судопроизводстве по вопросам своей компетенции, признаются судом третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования на предмет спора. Однако третьи лица имеют к исходу дела материально правовой, личный интерес, который основан на связи третьего лица с одной из сторон материально правовым отношением. Кроме того, третьи лица никакого заключения по делу не дают.

Следовательно, цель участия государственного органа в гражданском процессе и характер его заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе – либо государственный орган, дающий заключения по делу, либо третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

 

 








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1042;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.