Виды ощущений. 1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:
1.Древние греки выделяли 5 органов чувств и соответствующие им ощущения:
зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
2. Классификация по наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют:
- дистантную - контактную рецепции
Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку во внешней среде.
Вкусовые, болевые, тактильные ощущения – контактные.
- По расположению рецепторов на поверхности тела, в сухожилиях и в организме различают:
- экстероцепцию (зрительные, слуховые, тактильные)
- проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий)
- интероцепцию (ощущения голода, жажды)
5. По времени возникновения в ходе эволюции выделяют: древнюю и новую чувствительность. Дистантная считается новой по сравнению с контактной.
Зрительные ощущения. Орган чувств – глаза, колбочки – рецепторы, приспособленные к отражению цвета, а палочки – света. Выделяют 2 группы ощущений: ахроматические, отражающие переход от белого к черному, хроматические – отражают цветовую гамму с оттенками.
В цветовых ощущениях выражен эмоциональный тон: теплые и холодные цвета. Цвет имеет биологический и психол. Смысл: черный – опасность, зеленый – жизнь, успокаивает, голубой – цвет открытого пространства, красный – возбуждение, тревога…
Слуховые ощущения. Внешнее ухо собирает звуки, среднее передает их улитке.
Различают 3 вида ощущений: речевые, музыкальные и шумы. А также 4 качества звука: силу (громкость-слабость), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса), длительность (время звучания).
Слух к различению звука называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Способность к обучению ин. Языков определяется развившимся фонематическим слухом, который влияет на письменную речь.
Музыкальный слух тоже социален, можно формировать.
Шумы – мало социальны для человека. Они могут вызывать определенный эмоц. Настрой (шум дождя, ветра), служить сигналом опасности (шаги, шипение змеи). В школе шум влияет отрицательно, т.к. утомляет.
Вибрационные ощущения примыкают к слуховым. Они отражают колебания упругой среды. Вибрационная чувствительность – самая древняя. Вибрации отражают все ткани организма. В профессиональном плане играет большую роль (например, являются сигналом неисправности машины), в жизни глухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха.
Непродолжительные вибрации оказывают положительное влияние, длительные и интенсивные – утомляют и могут вызывать боль.
Обонятельные. Частицы веществ, попадая в нос с воздухом, воздействуют на рецепторы. Они связаны с ориентировкой в пространстве у животных больше, чем у человека.
Вкусовые. Возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Орган вкуса – язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. И комбинации этих ощущений, к которым присоединяются мускульные движения языка – возникает гамма ощущений. Вкусовые ощущения меняются в зависимости от потребности человека в пище. При голодании чувствительность повышается, при насыщении – понижается.
Кожные. В коже имеется несколько анализаторных систем:
-тактильная (прикосновения): ладонь, кончики пальцев, губы
- температурная (ощущения холода, тепла)
- болевая (расположена глубоко под кожей)
Тактильная чувствительность + ощущения руки и мышц образуют осязание. Благодаря ему рука может отражать форму, расположение в пространстве.
В болевых ощущениях отражается интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздейтсвия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму.
Распределение температурных рецепторов на коже неравномерно: наиболее чувствительна к холоду спина, менее – грудь.
Статические ощущения (гравитационные) – отражают положение нашего тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха.
Кинестезические ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях. Много двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке, губах, т.к. необходимо осуществлять точные рабочие и речевые движения.
Органические ощущения расположены во внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство – самочувствие человека, а также чувство голода, жажды, боли.
Адаптация – это изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя.
Выделяют 3 вида адаптации
1. Адаптация как полное исчезновение ощущений в процессе продолжительного действия раздражителя. В случае действия постоянного раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Например, легкий груз на коже вскоре не ощущается, или исчезают обонятельные ощущения после того, как мы попадаем в атмосферу с неприятным запахом.
2. Адаптация как притупление ощущений под влиянием действия сильного раздражителя. Например, при попадании из темной комнаты в освещенную, бываем сначала ослеплены и не различаем детали. Через некоторое время чувствительность зрительного анализатора падает, и мы видим нормально.
Эти 2 вида называются негативной адаптацией, т.к. в результате их понижается чувствительность анализатора.
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Например, темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза в темноте. Этот вид называется позитивной адаптацией.
Синестезия– возникновение под влиянием раздражения одного анализаторного ощущения, характерного для другого анализатора. Часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, слуховые-вкусовые синестезии (при произнесении слова «лимон» во рту ощущаем кислоту); когда при воздействии звуковых раздражителей у человека возникают зрительные образы.
Восприятие (перцепция)
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятие. Но в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.
Восприятие (В) – психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, явлений и ситуаций при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Без ощущений В. невозможно.
Процесс В. протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем, что перед нами находится), речью (называем воспринимаемый предмет), чувствами (как-то относимся к воспринимаемому), волей (в определенной степени произвольно организуем процесс восприятия).
Особенности восприятия:
1) Предметность – играет большую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки, например, могут выглядеть и восприниматься как сходные, но они будут «вести» себя различно. Т.е. мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике.
2) Целостность – в отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителей, восприятие отражает предмет в целом в совокупности его свойств.
3) Структурность – мы воспринимаем структуру (строение) вещи в целом.
4) Константность – мы воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д.
5) Избирательность – мы воспринимаем то, что отвечает нашим интересам, взглядам, желаниям, потребностям, привычкам, накопленному опыту или профессиональным качествам. Например, слово «кисть» люди разных профессий могут воспринимать по-разному.
6) Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять – значит мысленно назвать предмет, отнести его к определенной группе предметов.
7) Активность – восприятие активный процесс, в ходе которого человек производит множество перцептивных действий для формирования адекватного образа предмета (движение руки при осязании, движение глаз при просматривании, мускульные движения языка при восприятии вкуса).
8) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.
При восприятии какого-либо предмета активизируются следы прошлых восприятий. Естественно, что один предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. В. зависит от прошлого опыта человека, чем богаче опыт, чем больше знаний, тем богаче восприятие человека, тем больше он видит в предмете.
Содержание В. определяет поставленной задачей и мотивами деятельности человека. Например, слушая оркестр, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, но если поставим цель выделить звучание какого-либо инструмента, то звук этого инструмента станет на первый план и составит фигуру В., а все остальное станет фоном восприятия.
Важным фактором, влияющим на процесс В., является установка субъекта. Установка – это состояние готовности. Существует много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, как комедии Гоголя «ревизор» при появлении Хлестакова в городе, где ожидали приезда высокопоставленного лица. Эмоции также могут изменять содержание восприятия.
Таким образом, В. – активный процесс, которым можно управлять.
Классифицируется В., как ощущения, в зависимости от анализаторов, участвующих в восприятии: зрительное В., слуховое, осязательное В., обонятельное, вкусовое, кинестетическое (восприятие движения).
Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде, обычно возникают сложные виды В. Например, В. учеником текста на уроке включает зрительное, слуховое и кинестезическое В.
Виды В.:
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 1760;