Виды воображения
Пассивноевозникает само собой, без постановки специальной цели. Оно выступает как замена деятельности. Человек уходит в область фантастических, нереальных представлений, что бы скрыться от проблем, от следствия ошибок и т.д. Например, образ Манилова.
Состояние полусна, сна или горячечного бреда – случаи, когда образы воображения могут носить фантастический характер. Содержание этих образов в большей мере определяется не психологическими, а физиологическими причинами – тем, в каком состоянии находятся разные участки мозга.
Грезы – образы пассивного воображения, преднамеренно вызывные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.
В грезах обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Грезят о чем-то радостном, хорошем. Но если в воображении преобладают грезы, то это дефект развития личности, он говорит о пассивности.
Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднемеренным.
Дляпреднамеренного воображения характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Например, недостаточно владеющий нотами, имеет ноты, и хочет выучить песню. Попытки воссоздать на инструменте или голосом заключенный в нотах мотив проходит затруднительно. Человек прилагает усилия, чтобы соотнести ноты с мелодией.
Активное воображение направлено на решение определенных задач, связано с волей.
Активное воображение бывает творческим и воссоздающим.
Воссоздающее воображение – создание образов, соответствующих описанию. Когда слушаешь кого-то, читаешь, рассматриваешь картину, то всегда представляешь себе, что описывается или показывается. Мышление, понимание смысла содержания – необходимая предпосылка воображения. Не поняв текста описания, нельзя себе представить все это. Но, в свою очередь, воображение расширяет понимание, придает ему живость.
Творческое воображение – предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. В его задачи входит определение возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов, явлений, ситуаций. Творческое воображение необходимо каждому человеку в любом виде труда. Например, воспитатель при его помощи представляет, как он проведет с детьми новое занятие, организует игру.
Представления творческого воображения различаются по оригинальности, реалистичности, яркости. Оригинальность – это степень новизны, непохожести. Для писателей, художников значение имеет оригинальность и яркость представлений, реалистичность же при создании сказок, фантастики может и не соблюдаться.
Все виды воображения взаимосвязаны. Любое творческое воображение требует воссоздания образов каких-то уже известных явлений, предметов. С другой стороны, часто в процессах воссоздающего воображения имеются творческие моменты.
Мечта – образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, доставляет удовольствие. О неприятном человек не мечтает. В мечте заложено активное начало, она является движущей силой дел и поступков человека, т.к. последние реализуют ее. Мечта может быть реальной и нереальной.
Реальная мечта– человек отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Это начало прогноза планирования важных личных и общественных дел.
Нереальная мечта – есть содержание, но нет путей ее реализации. Нереальная мечта может выступать в двух планах – 1) человек верит в содержание, ему кажется, что она сбудется. В этом случае он переоценивает свои возможности. И усилия, которые он прилагает, оказываются напрасными: «разбитые мечты». 2) с самого начала человек осознает мечту нереальной, но все-таки отдается во власть ее. Она компенсирует жизненные неудачи.
Дата добавления: 2015-09-02; просмотров: 878;