Познание и его виды

Французский лингвист Гюстав Гийом сформулировал тезис, который может претендовать на роль фундаментального принципа теории познания: «Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож» [8]. Мы действительно почти никогда не удовлетворены уровнем наших знаний, мы постоянно предполагаем, что за тем, что освоено, скрывается ещё что-то. А что именно? Этого мы не знаем, но хотели бы знать.

Можно сказать, что вся история философии пытается ответить на этот вопрос: что представляет собой мир «скрытых вещей», к познанию которого мы стремимся? Для Демокрита за «видимым миром» скрывались атомы и пустота, для Платона – мир объективных идей. Иными словами, для того, чтобы объяснить познание в его постоянном стремлении перейти границу познанного, мы пытаемся представить сам познаваемый нами мир как некоторую двухэтажную конструкцию, состоящую из непосредственно данных (или познанных) и скрытых вещей.

Познание является одной из важнейших сторон взаимодействия человека с окружающим миром. Познание мира начинается вместе с появлением сознания. Однако первоначально познание не выделялось из общего процесса жизнедеятельности человека и было вплетено в его повседневную деятельность по добыванию пищи. Главной заботой первобытного человека было обеспечение себе средств существования. Познание на этом этапе развития человечества являлось случайным результатом основной деятельности. Полученные элементарные знания закреплялись в языке и передавались от поколения к поколению.

По всей видимости, отделение духовной деятельности от физической стало возможным с повышением производительности труда, когда в первобытной общине сохраняли жизнь старикам, не способным участвовать в основных видах деятельности, но оказывающих большое влияние на всю жизнедеятельность соплеменников своим опытом и знаниями. Постепенно выделились особые люди – колдуны, шаманы, знахари, маги, жрецы, считающиеся хранителями знаний. На них возлагались функции получения, хранения и трансляции знаний. Рядовые члены общины не должны были проявлять никакой познавательной активности, а любой интерес в области познания окружающего мира подвергался суровому наказанию вплоть до изгнания, которое для первобытного человека было равносильно гибели.

Первоначальные знания, которыми владело человеческое общество, наряду с верной информацией содержали много воображаемого и фантастического. Не могли древние люди объяснить и происхождение самого знания. Постепенно сформировалось представление о душе и о том, что способностью познавать мир нашу душу наделяет Бог. Впервые целенаправленное познание стали осуществлять жрецы, когда произошло их выделение в отдельную касту. Однако эти знания тщательно скрывались от общества и были достоянием незначительной группы жрецов, служителей культа.

Познание имеет практическую природу, и несмотря на то, что на определённой ступени развития человечества оно выделилось в особый вид деятельности, который принято называть духовной деятельностью, в современном обществе познание продолжает сохранять органическую связь со всеми видами деятельности человека. Полностью отделить познание от других видов деятельности невозможно. Познавательное отношение человека к миру само по себе является абстракцией. Реально познание и мышление сопровождают любую деятельность человека. Разнообразие деятельностей и бытийных отношений составляет объективную основу существования различных форм, типов познания и мышления. Не только высококвалифицированный труд содержит элементы познавательной активности, но даже самый простой ручной труд интеллектуально окрашен: в нём сочетаются интуитивные решения, личностные навыки и логические умозаключения и выводы, столь необходимые для принятия решений в любой области деятельности. Познание представляет собой сторону орудийной деятельности человека. Любая практическая деятельность носит целенаправленный характер, а значит, требует формулирования цели, её обоснования, разработки программы по достижению поставленной цели и т. д. То есть любая практическая деятельность включает в себя познавательные и интеллектуальные моменты. Познание часто выступает подготовительным этапом практической деятельности. Это характерно в особенности для современного общества, в котором деятельность настолько усложняется, что требует обязательной предварительной подготовки, обучения. Такая ситуация создаёт иллюзию первенства познания по отношению к практике, однако само познание всегда возникает из практической необходимости. Необходимость измерения времени приводит к появлению астрономии, потребность в полезных ископаемых рождает геологию, загрязнение окружающей среды – экологию и т.д. Как бы далеко не удалились научные исследования от практики, в конечном счёте, они направлены на решение проблем, порождаемых практической деятельностью человека.

В зависимости от предмета изучения и средств, используемых для этого, познавательную деятельность можно подразделить на несколько видов: научное познание, художественное, философское и др. Далее мы остановимся на особенностях научного и философского познания.

Научное познание.Научное познание возникало в форме первых философских учений о мире. Со временем, по мере накопления знаний, научное познание отделяется от философского и приобретает относительную самостоятельность.

Научное познание направлено на получение знаний об объективных взаимосвязях и отношениях материального мира. Важнейшей проблемой научного знания является проблема сохранения объективности. Для этого в науке существуют различные приёмы: логические правила, правила наблюдения, экспериментальная и практическая проверка полученных знаний. В современной физике, например, познание часто зависит от чувствительности приборов. Поэтому для доказательства объективности полученных результатов требуется трёхкратное получение одинаковых результатов в независимых лабораториях.

Другой особенностью научного познания является его аналитико-синтетический характер. Объекты окружающей действительности в процессе их изучения разлагаются на составляющие их элементы. Каждый элемент сначала изучается отдельно, изолировано, а затем формируется целостный образ предмета или явления. Вырабатываются понятия, законы, гипотезы, теории и другие элементы научного знания.

Третья особенность науки состоит в том, что всякая научная деятельность имеет соответствующие методы или способы получения знания.

Слово «метод» греческого происхождения. Означает «путь к чему-либо». Методом называют совокупность приёмов, средств для получения определённого результата. В науке главным результатом является получение нового знания, поэтому методы научного познания – это те средства, которые способствуют получению нового знания. Основная функция метода состоит во внутренней организации и регулировании познавательного процесса или практического действия. Метод представляет собой совокупность правил, приёмов, норм конкретного вида деятельности. Френсис Бэкон, говоря о значении метода в научном познании, отмечал, что даже хромой, идущий по дороге, опередит того, кто идёт по бездорожью. Однако метод не следует понимать как шаблон. В применении метода большую роль играет личность исследователя, его знания, навыки, умения.

Научный метод должен отвечать определённым критериям научности. Он представляет собой некоторую совокупность правил, разворачивающихся в определённой последовательности и приводящих к новой научной информации.

Существенным признаком научного метода является его обоснованность. Научный метод всегда основан на предполагаемой или познанной закономерности, которой подчиняется исследуемый объект. Элементарная операция измерения температуры с помощью термометра, например, основана на объективном законе расширения тел при нагревании. Основательность метода обусловлена глубиной и адекватностью знаний об объекте. Любое знание имеет, по меньшей мере, две функции:

- является информацией об объекте;

- выступает методом познания.

Причём служить методом научного познания могут знания в любой форме: понятия, законы, теории.

Являясь наиболее развитой формой знания, теория представляет собой наиболее глубокое основание научного метода. Теория, ориентированная на получение нового знания и экстраполированная на область неизвестного, становится методом научного познания. Правда, теорию и метод нельзя полностью отождествлять. Основные различия теории и метода состоят в том, что:

- теория – результат предыдущей деятельности; метод – исходный пункт и условие последующей деятельности;

- главные функции теории – объяснение и предсказание; главная функция метода – организация и регуляция деятельности;

- теория – это система идеальных образов, отражающих сущность закономерности объектов; метод – система правил, предписаний, регулятивов, выступающих орудием дальнейшего познания и изменения действительности;

- теория предполагает решение проблемы, метод – выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Методом становится не столько сама по себе теория, сколько вытекающие из неё методологические установки, требования, регулятивы, принципы.

Однако обоснование научного метода не может быть полностью выведено из существующей теории. Обоснование метода включает в себя несколько задач:

- установление его правомерного характера, корректности, надёжности;

- определение границ применения;

- оценку достоверности и эффективности.

В теории обычно фиксируется объективное знание, т.е. элиминируется любая субъективность. Метод же представляет собой деятельность субъекта с объектом познания. Как определённый вид деятельности метод включает в себя следующие элементы:

- объект;

- субъект;

- цель познания;

- средства познания;

- условия познания;

- результат.

Игнорировать какие-либо элементы нельзя. При выборе одних приборов исследователь получает один результат, а при выборе других приборов – другой. Соответственно разными будут и точность и корректность выводов. То есть изменение какого-либо элемента метода приводит к изменению и результатов познавательной деятельности исследователя.

Применение методов может быть стихийным и сознательным. Сознательное применение методов предполагает знание возможностей данного метода и границ его применения. Осознанное использование методов делает деятельность исследователя более эффективной.

Все методы, которые имеются в арсенале науки, подразделяют на всеобщие (философские), общенаучные и частные или частнонаучные (прилож.: рис. П.15).

Всеобщие или философские методы имеют универсальный характер, находятся на высших этажах абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации. Они задают самые общие принципы исследования, используются всеми науками независимо от объекта исследования, но при этом не заменяют специальные методы и не определяют конечный результат познания прямо и непосредственно.

Однако роль всеобщих методов в научном познании достаточно велика, т.к. ошибка на этом самом абстрактном уровне может свести на нет, завести в тупик всю программу исследования. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм – витализм, эмпиризм – априоризм) с самого начала искажают общее направление исследования.

В современном научном познании роль диалектической методологии постоянно возрастает и позволяет продвигаться по пути создания целостной картины мира, в которой все явления и процессы взаимосвязаны и взаимодетерминированы.

Важнейшими принципами диалектического метода являются: объективность, всесторонность, конкретность, историзм и принцип противоречивости.

1. Принцип объективности предполагает необходимость опираться на объективные данные, полученные через практику, заданную социокультурными особенностями её развития. То есть объективность как важнейший диалектический принцип познания требует соответствия наших знаний объективной действительности, а это соответствие в свою очередь детерминируется практической деятельностью человека, которая в каждую историческую эпоху имеет свои особенности и достигает определённого уровня развития.

2. Всесторонность – это диалектический принцип познания, выражающий всеобщую связь явлений действительности, которую предполагается раскрыть в процессе познания.

3. Конкретность включает в себя необходимость учитывать многообразные условия, влияющие на бытие изучаемого объекта и рассмотрение данного объекта в составе конкретной целостности, элементом которой он является.

4. Историзм предполагает рассмотрение объекта познания в его историческом развитии от момента возникновения до будущих состояний, которые возможно определить, опираясь на знание настоящего. То есть этот принцип включает в себя три основные требования: 1) изучение современного состояния объекта; 2) реконструкция прошлого; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития объекта.

5. Принцип противоречия своим основанием имеет реальные противоречия действительности и его необходимо отличать от формально-логических противоречий, которые связаны с непоследовательностью мышления. Этот принцип реализуется через рассмотрение предмета как единства противоречивых сторон и свойств, которое и обеспечивает гармоничное состояние любого объекта.

При несоблюдении диалектических принципов познания возможны искажения познавательного процесса, которые проявляются в различных формах: объективизм и субъективизм; односторонность, абстрактность, игнорирующая конкретные условия бытия предмета познания и др.

Общие методы, как и диалектика, могут быть использованы на всех уровнях познания любыми науками. Однако общие методы предполагают познание только отдельных сторон предмета. К общим методам относятся наблюдение, эксперимент, моделирование и некоторые другие. Общенаучные методы могут быть использованы в любой сфере научного познания. Их своеобразие состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем конкретной науки, но зато связаны с уровнем научного исследования, поэтому их принято подразделять на методы эмпирического и теоретического исследования.

В научном познании существует два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Они различаются:

- используемыми познавательными средствами, или методами;

- характером получаемых результатов.

Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется в основном посредством наблюдения и эксперимента.

Теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём. На основе их анализа и обобщения здесь формулируются гипотезы, законы и теории, касающиеся объекта исследования.

Можно сказать, что на эмпирическом уровне происходит познание явлений, а на теоретическом осуществляется познание сущности, или на эмпирическом уровне познаётся сущность первого порядка, а на теоретическом – сущность второго (т.е. более глубокого) порядка.

Эмпирический уровень не сводится только к чувственной фиксации внешне проявляемых свойств. Уже на этом уровне приходится фиксировать необходимые и случайные факторы в поведении объекта, отвлекаться от несущественного, направлять наблюдение и эксперимент на поиск сущностных свойств и зависимостей.

В истории науки были случаи, когда один и тот же закон открывался эмпирическим путём, а затем выводился теоретически. Так произошло с законом Ома, который устанавливает зависимость между током и напряжением в замкнутой цепи. Вначале он был установлен эмпирическим путём, а затем выведен в электродинамике Максвелла.

Вместе с тем следует помнить, что на теоретическом уровне действительно достигается более глубокое понимание сущности изучаемых явлений и процессов.

Наиболее существенное различие между эмпирическим и теоретическим заключается в том, что они оперируют разными объектами. Эмпирическое познание непосредственно направлено на материальные объекты, а теоретическое имеет дело в основном с идеализированными объектами.

Эмпирический и теоретический уровни познания связаны между собой и предполагают друг друга, вместе с тем они обладают своими особенностями, спецификой.

Истинность данных, которые получены эмпирическим путём, возможно установить и проверить экспериментально, тогда как теоретические утверждения не могут быть проверены непосредственно экспериментальным путём, т.к. всегда имеют более обобщённый характер.

Эмпирический и теоретический уровни различаются организацией знания. Эмпирическое знание, как правило, фрагментарно. Оно даёт информацию о проявляемых в опыте отдельных сторонах поведения изучаемого объекта. Теоретическое знание имеет значительно более систематизированный характер, оно даёт целостную картину изучаемого объекта, на основе которой удаётся объяснить и проявление отдельных сторон и свойств.

Важнейшей чертой научного исследования является взаимодополняемость эмпирических и теоретических знаний. Их разделение и абсолютизация одного из них в ходе развития познавательной деятельности человека приводят к односторонности и выливаются в противостояние эмпиризма и рационализма.

Эмпиризм абсолютизирует роль опыта в развитии познания, считая, что только чувственное познание ведёт к знанию истины. Содержание знаний сводится к описанию опытных данных. Роль рациональной составляющей, с точки зрения эмпиризма, состоит в комбинировании опытных данных и не прибавляет к содержанию наших знаний ничего нового.

Рационализм же, напротив, абсолютизирует значение рациональной составляющей наших знаний и принижает роль чувственного опыта.

Эмпиризм и рационализм представляют собой две противоположные модели познания. Эмпирическую модель познания мы находим у Ф. Бэкона, Дж. Локка, Д.Дидро, Д. Юма, Дж. Беркли. Сторонниками рационализма были такие известные мыслители, как Декарт, Спиноза, Лейбниц.

Противопоставление эмпирического и теоретического уровней в реальном познании неправомерно: они взаимосвязаны и определяют друг друга. Эмпирическое исследование обеспечивает новые данные и ставит перед теоретическим мышлением новые задачи. А продвижение вперёд теоретических знаний, в свою очередь, ставит новые более сложные задачи перед эмпирическими исследованиями. Всякое исследование начинается не с наблюдения и сбора фактов, а с попытки решения некоторой задачи, в основе которой лежит определённое предположение или проблема. Поэтому ставить вопрос о первичности и значимости того или иного уровня не совсем корректно. Согласованность эмпирического и теоретического является важнейшей чертой науки.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента. На этом уровне чувственное познание не устраняется, а занимает подчинённое положение по отношению к логическим операциям. На уровне теоретического познания явления и процессы раскрываются со стороны их сущностных связей и закономерностей. Теория представляет собой систему понятий, законов и принципов, которые позволяют описать и объяснить некоторый класс явлений и наметить программу действий по их преобразованию. Важнейшими познавательными средствами здесь становятся: абстрагирование, идеализация (создание идеальных, мысленных объектов, таких, как точка, идеальный газ, абсолютно твёрдое тело и т.п.), синтез (объединение полученных в результате анализа элементов в систему), дедукция (движение познания от общего к частному) и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания.

Характерной чертой теоретического познания является внутринаучная рефлексия, которая означает направленность теоретического познания на себя, исследование самого процесса познания, его форм, приёмов, категориально-понятийного аппарата.

На основе теоретической деятельности осуществляется научное прогнозирование.








Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1276;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.