Природа сознания и проблема его происхождения
Вопрос о природе человеческого мышления возник одновременно с философией. Ещё античные мыслители указывали на идеальную природу мышления. Сознание идеально. Оно отражает мир в различных формах. Его можно рассматривать как субъективный образ объективной реальности. Но сознание не является индивидуально- психологическим феноменом. Его надо понимать как общественно-историческое явление. В XX в. российский философ Э. В. Ильенков предпринимает попытку объяснить феномен идеального вообще и сознания как формы идеального отражения действительности, в частности, механизм их возникновения и функционирования [15]. Мышление и сознание не являются функцией мозга; мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Причём не абстрактный индивид, а полноценный человек, являющийся субъектом общественных отношений. Это значит, что сознание рождается не как результат пассивного созерцания, а как результат и форма активной преобразовательной деятельности многих поколений. Трудовая деятельность – это тот посредник, который находится между объективной реальностью и нашим мышлением.
Идеальных образов как таковых нет нигде – ни в природе, ни в человеке как биологическом существе. Оно является внешним и по отношению к природе и по отношению к телесной организации человека. Форма автомобиля не заложена изначально ни в металле, из которого его делают, ни в голове (мозге) конструктора. Она возникает и закрепляется, как считает Ильенков, в деятельности человека, создающего предметы для других людей. Поэтому идеальное Ильенков определяет как общественно определённую форму вещи, но находящуюся вне вещи, в виде активной человеческой деятельности. Идеальное имеет свои материальные предпосылки в виде нервно-мозговых структур коры головного мозга и материальные формы существования в виде языка и всех предметов, создаваемых людьми.
Определение идеального диалектично: о нём можно сказать, что оно не существует, это то, чего нет, и вместе с тем оно есть, оно существует как деятельная способность человека. Идеальное бытие вещи отличается от её реального бытия так же, как любой символ отличается от того, что он обозначает.
В свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение.[6] При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля,[7] становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями. «Ещё Н. Бор говорил, что новая физика должна включить в себя сознание, как объект, подобный всем остальным объектам физики. Теория торсионных полей показала, что на основе спиновых эффектов можно объяснить проблему сознания и мышления, включить их как нормальные физические объекты в общую картину физических представлений о мире» [29]. В книге Тихоплавов [29] отмечается, что экстрасенсы реализуют свои способности именно через торсионные поля.
При воздействии на мозг внешнего торсионного поля в нём возникают спиновые структуры, повторяющие спиновую структуру этого поля. Мозг выступает считывающим устройством, позволяющим получать информацию из биополевой системы человека и информационного поля Вселенной. Мозг человека при таком подходе рассматривается как система управления физическим телом человека и канал связи физического тела с сознанием [29].
Многие учёные признают сегодня материальность мысли. Мысль – это всепроникающая энергия. Многочисленные телепатические опыты доказали, что никакие препятствия не мешают распространению мысли. Известный русский учёный, врач-психиатр, академик В.М. Бехтерев в 20-е годы XX века провёл целый ряд экспериментов по направленной передаче мыслей на расстоянии сначала на животных, а затем на людях. Он научно доказал возможность мысленного воздействия на живые существа, в том числе и на человека. В то же время индийский биолог Дж. Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений. В середине века многие западные учёные изучали возможность телепатической передачи мысли. Врач из Калифорнии Анита Мьюль экспериментально показала, что различные по качеству мысли по-разному влияют на человека, изменяя частоту его пульса [19].
Многие современные исследователи считают, что мысль является высшим правлением психической энергии.
В зависимости от понимания природы и сущности сознания трактуется и проблема его происхождения. Религиозное мировоззрение рассматривает сознание как дар Божий. Научная концепция, считающая сознание высшей формой отражения действительности, говорит о том, что сознание возникало в результате длительного процесса антропосоциогенеза.
Антропосоциогенезом называют переходное состояние, содержанием которого является качественная перестройка биологического под действием социальных факторов. Биологическая форма бытия в ходе своей эволюции подготавливает всё необходимое для социальной формы.
Важнейшей биологической предпосылкой становления человека считается так называемая гоминидная триада, состоящая из трёх морфологических признаков: прямохождения, дифференциации руки и изменения в мозговых структурах. Главным признаком в гоминидной триаде является прямохождение. Оно представляет собой основу для дальнейшей перестройки морфологии в гоминидном (человекообразном) направлении.
Свободная рука – это второй фундаментальный признак в гоминидной триаде. Развитие руки явилось необходимым условием совершенствования орудийной деятельности. Австралопитековые могли создавать искусственные каменные орудия. Это составило непосредственную биологическую предпосылку трудовой деятельности человека.
Третий элемент гоминидной триады, органически связанный с прямохождением и освобождением руки,- развитый головной мозг. В процессе антропосоциогенеза происходило увеличение объёма мозга и прогрессивная перестройка его структуры.
Другой важной предпосылкой гоминизации является стадный образ жизни непосредственных предков человека. Стадность не выходит за пределы биологических признаков, но в процессе гоминизации она постепенно превращается из формы взаимосвязи особей в форму коллективной деятельности людей.
Результаты современных этологических и зоопсихологических исследований показывают, что формы наглядного мышления антропоидов были достаточно развиты. Они, по всей видимости, имелись и у австралопитековых. Наглядные формы мышления являются предельными вариантами развития психики, которые возможны для биологической формы движения материи. Поэтому можно сказать, что биологической предпосылкой человеческого сознания является наглядное мышление непосредственных предков человека.
Биологическими предпосылками человеческого языка является звуковая коммуникация антропоидов и сигналы неголосовой природы: жесты, мимика, позы.
Таким образом, непосредственными биологическими предпосылками становления человека и общества, а следовательно, и сознания являются:
- развитая орудийная деятельность;
- высокий уровень стадной организации;
- наличие развитых форм наглядного мышления;
- системы коммуникативных сигналов, которые затем развиваются в протоязыки различной степени сложности.
Единство этих четырёх факторов выступает биологической основой появления элементарных социальных связей.
Однако биологические предпосылки социализации не определяют нового качества, они содержат только возможность развития в гоминидном направлении. Главное содержание антропогенеза можно рассматривать как перестройку животной природы непосредственных предков человека. Определяющую роль в этом процессе сыграла становящаяся трудовая деятельность. В теории антропосоциогенеза считается, что труду принадлежит решающая роль в формировании органа сознания – человеческого мозга.
Начальные формы трудовой деятельности также имеют свои биологические корни в поведении и орудийной деятельности животных. Орудийная деятельность – это форма приспособления к условиям существования. В животном мире она наблюдается довольно редко, например у некоторых видов млекопитающих и птиц. Наиболее высокий уровень орудийной деятельности обнаруживается у антропоидных обезьян, которые употребляют и даже создают примитивные орудия, находясь на воле. Однако орудийная деятельность современных антропоидов не является необходимой. Орудие не используется повторно, оно выбрасывается. Слон, например, ломает ветки и отмахивается ими от мух. Это тоже своеобразное орудие. Но в истории развития вида «слон» употребление веток в борьбе с мухами не играло никакой существенной роли. Слоны не потому стали слонами, что их предки обмахивались ветками. Но выживание и дальнейшее развитие древних людей находилось в прямой зависимости от применения ими различных орудий труда.
Решающую роль в становлении социальности сыграл переход от простого употребления предметов природы, их эпизодической доработки и даже изготовления к систематическому изготовлению при помощи других орудий. Эксперименты показали, что даже многократный повтор операций изготовления орудий с помощью камня или другого вспомогательного средства не заставит человекообразную обезьяну (шимпанзе, например) подражать действиям экспериментатора. Можно сделать вывод, что именно изготовление орудий труда с помощью других орудий – это первый отличительный признак трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных. Этот вывод подтверждают результаты новейших исследований в области первобытной археологии и палеоантропологии.
Создание орудий труда положило начало развитию системы «посредников» между человеком и природой. В процессе изготовления орудий (каменных, костяных, деревянных) раскрывались свойства материалов, становилось возможным познание законов природы.
Второй важный признак человеческого труда – его коллективный характер. Трудовая деятельность является общественной не потому что, её субъект – определённая совокупность особей. Такое встречается и в животном мире, когда, например, волки или другие хищники объединяются для охоты в стаи. Зарождающаяся трудовая деятельность человека (прежде всего, производство орудий труда) имела общественный характер, потому что её назначением было удовлетворение общих потребностей в орудиях труда. Деятельность первобытного человека по изготовлению орудий объединяла все другие виды орудийной деятельности (охоту, собирательство) в единую систему общественно полезных работ.
Изготовление и употребление искусственных орудий во время охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности требовали более высокого уровня психического отражения и более совершенных способов общения между членами первобытного сообщества.
Общественный труд и формировавшаяся речь оказали сильное влияние на прогрессивное развитие мозга. Постепенное усложнение общественной жизни древних людей, использование огня расширяет их кругозор и приводит к изменениям в сознании. Возникает членораздельная речь и обобщающие понятия.
В процессе антропосоциогенеза можно выделить три узловых пункта перехода от биологического к социальному:
1. Около трёх миллионов лет назад – начало становления трудовой деятельности человека умелого. Появление каменной культуры. Это порог, отделяющий животных от древнейшего человека. Начальному периоду становления трудовой деятельности соответствует широкое использование наглядных форм мышления, способность оперирования представлениями.
2. Второй скачок произошёл около одного миллиона лет назад. Для этого периода характерно появление первых элементов языка, звуковой речи, а значит, и зачатков понятийного мышления, сознания.
3. Третий этап связан с переходом от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине и формированием человека современного типа. Происходит это примерно 70 тысяч лет назад. На третьем этапе завершилось становление членораздельной речи, понятийного мышления и сознания.
Такая хронология антропосоциогенеза соответствует современным представлениям о происхождении человека и общества, однако она уточняется и изменяется в ходе дальнейшего развития науки.
Торсионная концепция сознания иначе объясняет его происхождение. Возникновение человеческого сознания осуществляется путём постепенного уплотнения Духа.[8] Человек с его мыслительными способностями в этой концепции тоже рассматривается как результат длительной эволюции, но эволюции совершенно иного рода.
Профессор Э. Р. Мулдашев в книге «От кого мы произошли?» [24] пишет: «Постепенно в ходе эволюции в Тонком Мире появился Дух – сгусток психической энергии в виде торсионных полей, который может вечно сохранять в себе большой объём информации. Множество Духов образовали между собой информационные связи и создали Всеобщее Информационное Пространство…» Тонкоматериальный Дух (первичные торсионные поля), постепенно уплотняясь, образует человеческую Душу, наделённую способностью мыслить.
Такая концепция происхождения сознания признаёт древние восточные представления о наличии у человека семи тонких тел, показывающих необыкновенную сложность организации человека и постепенное уплотнение его сущности. Человек является органической составляющей частью Вселенной, и так как он появился в результате уплотнения тонкоматериальных структур мира, он хранит в себе информацию о своём «прародителе», поддерживает с ним непрерывную связь и может оказывать на него влияние своей активностью на различных уровнях (мысленном, эмоциональном, деятельностном). Человек оказывается и приёмником и излучателем торсионных полей, несущих ему информацию из информационного поля Вселенной и передающих информацию от него в мир. Можно сказать, что такое современное представление о человеке по сути подтверждает идеи древних мыслителей о том, что человек есть микрокосм в том смысле, что в нём отражается всё происходящее во Вселенной, он постоянно и неразрывно связан со всей Вселенной.
Каким бы способом ни происходило возникновение сознания, оно представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Наглядные формы мышления, преобразованные в процессе филогенетического развития, выступают фундаментом бессознательной психики современного человека.
Сознание обладает многоуровневой структурой и выполняет три основные функции:
- регулятивную;
- познавательную;
- оценочную.
Регулятивная функция связана с потребностями, эмоциями, чувствами, волей. Познавательная функция реализуется в ощущениях, представлениях, мышлении, памяти. Оценочная функция проявляется во всех формах отражения, свойственных человеку, но особенно отчётливо – в чувствах, воле и мышлении.
Важнейшим регулятором человеческой деятельности являются потребности, в формировании которых участвуют эмоции. Эмоции способны оказывать очень сильное воздействие на сознательную деятельность. Человек может осознавать свои эмоции и выражать их в слове. Осознание и словесная форма выражения даёт ему возможность контролировать эмоции и управлять ими. Эмоциональная форма отражения органическим образом включена в познавательную деятельность человека.
Другим важнейшим элементом сознания является воля. Философы рассматривают волю как способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы. Исследователи волевого действия подчёркивают, что в структуре досознательной психики воля отсутствует. Главным регулятором волевого процесса является понятийное мышление. Человек очень часто поступает не в соответствии со своими желаниями и потребностями, а в силу необходимости следовать определённым принципам и общественным нормам. В подобных случаях необходим предварительный анализ ситуации и волевая регуляция поведения.
На функционирование сознания современного человека большое влияние оказывают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления. Они представляют собой досознательный уровень отражения. Существует достаточно широкий круг задач, которые можно решить быстро и эффективно, не прибегая к понятийному мышлению.
Наглядные формы мышления принято относить в сферу бессознательного. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.
Как правило, в сферу бессознательного включают ощущения, восприятия, инстинкты, установки, сновидения, а также такие патологические явления, как бред, галлюцинации и т.д. Однако основой бессознательного можно считать формы наглядно-действенного мышления.
Информация, которую хранит наш мозг, очень велика, и сознание не в состоянии переработать её сразу. Осознаётся только та информация, которая представляет для человека наибольшую ценность. Ощущения часто не становятся фактом сознания. Но сознание не существует помимо них.
С бессознательной сферой связана способность воображения. По некоторым подсчётам, мозг человека способен продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10100, а это на двадцать порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Понятно поэтому, что осознать и выразить в словесной форме всё это число воображаемых представлений невозможно. Большая их часть находится в сфере бессознательного. Извлечение их в сферу сознания возможно под влиянием гипноза, в шаманских ритуалах, в процессе общения с миром искусства или в случае внезапного интуитивного прозрения.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1395;