Возникновение философии марксизма

Философия марксизма возникает в 30-40-х годах XIX века (прилож.: рис.П.9). Для этого времени характерны коренные сдвиги в промышленности всех западноевропейских стран. Результатом промышленных изменений явилось возникновение крупной индустрии и образование промышленного пролетариата. Вместе с тем происходят первые кризисы перепроизводства, развивается забастовочное движение, нарастает противоречие между новыми классами: буржуазией и пролетариатом. В этих исторических условиях зарождается новое видение мира – марксистская философия.

Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) начинали свою деятельность как революционные демократы и последователи диалектического идеализма Гегеля. Они принадлежали к числу левых гегельянцев, называемых младогегельянцами.

Однако с самого начала философская система Гегеля не могла полностью удовлетворить желание молодого Маркса осознать и объяснить действительный мир. Маркса не устраивало идеалистическое объяснение мира как самореализации абсолюта. Однако Гегель покорил его своим диалектическим методом анализа. Именно диалектика привлекала Маркса в гегелевской философии.

Используя диалектический метод Гегеля, Маркс пытался объяснить реальную действительность не из абсолютной идеи, а из неё самой, т.е. найти внутренние источники развития природы и общества.

В истории домарксистской философии диалектика и материализм, как правило, существовали на разных полюсах: диалектика обычно развивалась в трудах идеалистов, а материализм обычно имел метафизический характер. Так было и в немецкой классической философии.

Маркс, изучая гегелевскую диалектику и антропологический материализм Фейербаха, пришёл к созданию принципиально новой философской системы, в которой органически соединил диалектику

и материализм. Таким образом возник новый тип материализма – диалектический материализм. Суть этого материализма заключалась в том, что материя, природа не только объявлялись первичной субстанцией, но и наделялись свойством к саморазвитию. Законы гегелевской диалектики были применены к объяснению объективного мира. А категории, с точки зрения Маркса,- это всего лишь отражение деятельности человеческим разумом. Теперь существование и развитие природы стало возможно объяснить из материальных причин.

Маркс был не просто философом, он был революционером. Он старался раскрыть законы развития общества для того, чтобы, руководствуясь этими законами можно было изменить жизнь людей. Известный одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе гласит, что если раньше философы различным образом только объясняли мир, то истинной задачей является изменение мира. Таким образом, Маркс стремился философию поставить на службу своей революционной деятельности.

Маркс пошёл дальше диалектико-материалистического объяснения природы. Он распространил материализм и диалектику на понимание общества и совершил настоящий переворот в области социальной философии: им было сформулировано материалистическое понимание истории.

Маркс указал на то, что жизнь людей в обществе имеет своё материальное основание. Этим материальным основанием общественной жизни является, с его точки зрения, материальное производство и связанные с ним производственные отношения. Все материальные (т.е. протекающие независимо от воли и сознания отдельного человека) процессы в обществе Маркс назвал общественным бытием. Материализм в понимании общества сводится к признанию первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания. Вторичность общественного сознания означает, что в нём в различных формах отражается общественное бытие. Формами отражения общественного бытия являются: наука, которая отражает бытие в понятиях, законах, формулах; искусство, отражающее бытие в виде художественных образов; религия, отражающая мир в специфических фантастических образах, и т. д.

Итак, материальным основанием общества является сфера материального производства и материальные отношения, складывающиеся в процессе производства (отношения собственности, обмена, разделения труда, распределения). Эти отношения функционируют независимо от воли и сознания людей. Хочет того человек или нет, осознаёт или нет, он вынужден вступать в определённые отношения собственности, разделения труда, обмена произведённой продукцией. Таким образом, человек не имеет власти над этими отношениями, а наоборот, они имеют определённую власть над людьми.

Совокупность материальных отношений Маркс назвал базисом общества, а все остальные отношения (идеологические, политические, классовые) составляют надстройку.

Методологическое значение материалистического понимания истории состоит в том, что оно позволило Марксу выделить общие закономерности в развитии различных стран и народов, систематизировать представления об общественной истории и выделить этапы исторического развития – общественно-экономические формации.

& Общественно-экономическая формация – это исторически определённый тип общества, основанный на способе производства материальных благ.

В основе общественно-экономической формации лежит определённый способ производства, который представляет собой единство производительных сил и производственных отношений.

Таким образом, Марксу удалось представить историю человечества как историю смены общественно-экономических формаций. Смена общественно-экономических формаций происходит на основе смены способа производства. Наиболее подвижным элементом в способе производства являются производительные силы. Они развиваются и изменяются быстрее, чем производственные отношения. Постепенно уровень развития производительных сил приходит в несоответствие с существующими производственными отношениями, и возникает необходимость изменения производственных отношений. Изменение производственных отношений происходит путём социальной революции. Социальную революцию следует понимать как скачок в развитии общества, коренную перестройку всех общественных отношений. Когда происходит смена производственных отношений и приведение их в соответствие с производительными силами общества, то возникает новый способ производства. Изменение в способе производства влечёт за собой изменение во всех сферах жизнедеятельности общества, и появляется новая общественно-экономическая формация. В марксистской литературе обычно выделяют пять последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формации: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Однако надо отметить, что в чистом виде трудно найти какую-либо формацию. В рамках феодализма могут сосуществовать как пережитки предшествующей общественно-экономической формации, основанной на рабском труде, так и элементы будущего буржуазного способа производства. Маркс писал о том, что ни одна формация не погибает раньше, чем в её недрах разовьются признаки будущего общества.

Со способом производства в теории Маркса связаны все другие отношения в обществе. Господствующий способ производства определяет социально-классовую структуру общества, политику, право, мораль.









Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 2552;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.