Немецкая классическая философия
Понятие «немецкая классическая философия» было введено Ф.Энгельсом. Этим понятием он обозначил немецкую философию конца XVIII – начала XIX вв., которую представляли Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах (прилож.: рис. П.8). Основные идеи немецкой классической философии оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли. Классики немецкой философии продолжали развитие прогрессивных идей философии Нового времени. Для их философских концепций была характерна вера в могущество человеческого разума, гуманизм, отстаивание интересов и прав личности. Но главным завоеванием немецкой классики стала диалектика, которая приобрела наиболее завершённую форму в учении Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Немецкие мыслители от Канта до Гегеля не предназначали свои труды для широкой аудитории, а в основном ориентировались на узкий круг специалистов, профессионально занимающихся философией. Поэтому стиль их работ, категориальный аппарат достаточно трудны для восприятия.
Начало немецкой классической философии было положено Иммануилом Кантом (1724-1804). В творчестве Канта обычно выделяют два этапа: докритический и критический. В докритический период он занимался естествознанием. Основной работой этого периода стала «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой он изложил свою знаменитую космогоническую гипотезу. Сложившиеся в Новое время системы описания мира были статичными и не рассматривали вопрос о происхождении и развитии природы, считая, что Вселенная такова, какой мы её видим, потому что она создана Богом. С точки зрения Канта, Солнечная система возникла естественным путём, в результате вихревых вращательных процессов. Первоначальное состояние Вселенной Кант представлял как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Однако источником закономерностей и упорядоченности космоса он всё же считал Бога.
Занимаясь естествознанием, Кант видел, как сложно даётся человеческому познанию раскрытие закономерностей природы. Таким образом, возник вопрос о границах нашего познания, ставший главным вопросом философии Канта, создаваемой в критический период.
В своей гносеологической концепции Кант резко разграничивал чувственное и рациональное познание. Познающий субъект, по его мнению, обладает способностями троякого рода: чувственностью, рассудком и разумом.
Чувственные образы возникают благодаря воздействию внешних предметов, но они субъективны и не дают нам представления о внешнем мире. Чувственность даёт нам лишь хаос ощущений, которому необходимо придать порядок. Порядок в этом хаосе наводится с помощью априорных понятий рассудка.
Априорные рассудочные понятия (категории) устанавливают взаимозависимости явлений природы. То есть в мире всё связано не потому, что существуют объективные закономерности, а благодаря тому, что наше сознание привносит свою взаимосвязь в соответствии с системой априорных категорий. Природные процессы изменчивы, законы рассудка постоянны и устойчивы.
Что же является объектом познания? Кант приходит к выводу, что человек может найти в мире только то, что сам туда вкладывает. Наука познаёт явления, которые представляют собой результат деятельности нашего сознания, а объективный мир, как он есть, остаётся непознаваемой «вещью в себе».
Разграничивая чувственность и рассудок, Кант, по существу, разделял различные этапы познания: чувства дают нам хаос ощущений, но не могут мыслить и установить взаимосвязь образов; рассудок мыслит, устанавливает взаимосвязи, но не может ничего наглядно представить; работу рассудка доводит до конца разум, который имеет дело с общими принципами.
Стараясь проникнуть в непознаваемый мир «вещей в себе», чистый разум приходит к противоречиям, антиномиям, которые Кант называет диалектикой. Разум мыслит через диалектические противоречия.
Главной задачей разума является достижение абсолютной целостности в понятиях рассудка и овладение «трансцендентальными идеями», которые никак не соприкасаются с чувственным опытом. Таких идей три:
1) о душе как безусловном единстве всех психических процессов;
2) о мире как безусловном единстве всех условных, причинных явлений;
3) о Боге как безусловной причине всего сущего и мыслимого.
Доказать эти идеи невозможно. Они существуют благодаря вере.
Для гносеологической концепции Канта характерны агностицизм и априоризм. С его точки зрения, существуют два вида знаний: апостериорные, т. е. получаемые опытным путём, и априорные, существующие в душе до опыта. К априорным знаниям Кант относил все положения математики и теоретического естествознания. Однако откуда берутся доопытные формы чувственности, Кант объяснить не мог.
Основными работами критического периода стали «Критика чистого разума» (1781 г.), «Критика практического разума» (1788 г.) и «Критика способности суждения» (1790 г.). В «Критике чистого разума» излагается гносеологическое учение, в «Критике практического разума» – этика, в «Критике способности суждения» – эстетические представления философа. В основе всех трёх работ лежит учение о «явлениях» и «вещах в себе».
Этику, или учение о сути нравственных принципов, Кант считал одной из важнейших составляющих философии. Он говорил: «Две вещи наполняют мою душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне»[6]. Человек живёт в мире необходимости как существо природное, а как существо нравственное он свободен и подчиняется только нравственному долгу. Нравственный долг Кант сформулировал в форме нравственного закона или категорического императива: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства».
Моральным может быть только тот поступок, который соответствует нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», когда человек поступает определённым образом не из страха или выгоды, а сообразно нравственному долгу. Нравственным можно считать только такое поведение, которое может стать общезначимым.
Кант является одной из ключевых фигур мировой философии. В его учении положено начало разработке диалектического метода познания.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в 1770 г., умер в 1831 г. от холеры. Родители желали видеть его пастором. Однако, обучаясь в теологическом институте, Гегель разочаровался в своей будущей карьере и обратился к философии.
Творчество Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Он продолжал развивать идеи Канта, Фихте и Шеллинга, но пошёл гораздо дальше своих предшественников. Он разработал целостное учение о развитии (диалектику) и противопоставил диалектику метафизике.
Гегель критиковал кантовский агностицизм и априоризм. Он сравнивал Канта и его априорные знания со схоластом, который не хочет войти в воду прежде, чем научится плавать. Точно так же и Кант, по мнению Гегеля, говорит о том, что человек должен иметь некоторые априорные знания, появляющиеся раньше, чем начнётся процесс познания. Отвергая агностицизм, Гегель доказывал возможность познания мира на основе тождества мышления и бытия.
Философская система Гегеля подразделяется на логику, философию природы и философию духа. Логика – это чистый разум, не смешанный с материей, это мысли Бога. Однако мысли Бога Гегель читает не по Библии, а по самой природе и истории общества.
Основной тезис гегелевской философии заключается в следующем: объективное абсолютное мышление составляет первооснову и движущую силу всего сущего. Это объективное мышление Гегель называл абсолютной идеей или мировым разумом. Мировой или абсолютный разум – это некое нематериальное, объективно существующее начало. Он находится в постоянном движении и развитии. Причём движение и развитие Гегель понимал как самодвижение и саморазвитие, т.е. движение и развитие, которые имеют внутренний источник. В процессе саморазвития абсолютная идея порождает всю действительность. Происходит это в результате отчуждения идеи от самой себя, от своей сущности и перехода в другую форму бытия. Таким образом, реальная действительность понимается Гегелем как инобытие абсолютной идеи.
Абсолютная идея развивается по принципу триады: тезис – антитезис – синтез. В своём развитии идея выступает в трёх формах:
1) чистые логические сущности;
2) природа как инобытие идеи;
3) различные формы конкретного духа.
Чистые логические сущности первичны по отношению к действительности и являются её творцом. Логические категории связаны между собой и взаимопереходят друг в друга. В дальнейшем этой взаимосвязью и взаимопревращениями идей Гегель объяснит взаимосвязь действительного мира.
Именно в учении о чистых логических сущностях (или логике) Гегель разработал диалектику. Диалектика Гегеля имеет идеалистический характер, т.к., с его точки зрения, развитие характерно только для логических сущностей, категорий, а весь мир не развивается во времени, а только лишь разворачивается в пространстве. Для логических сущностей характерно саморазвитие и самодвижение, источником которого являются противоречия. Противоречие есть «корень всякого движения и жизненности». Гегель утверждал, что любая вещь включает в себя как минимум две противоположности: бытие и ничто. Единство этих противоположностей составляет источник всякого развития.
Закон единства и борьбы противоположностей, разработанный Гегелем, стал первым законом диалектики, объясняющим источник развития и движения.
Второй закон диалектики – это закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Качество и количество находятся во взаимосвязи. Накопление количественных изменений приводит к изменениям качества. Переход от количества к новому качеству или от одного качества к другому осуществляется путём скачка. Взаимосвязь качества и количества выражается категорией меры. Мера – это границы количественных изменений, в пределах которых количественные изменения не порождают качественных. Мера – это единство качества и количества, это «качественно определённое количество».
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений объясняет механизм процесса развития.
Третий закон диалектики, сформулированный Гегелем, – это закон отрицания отрицания. Процесс развития и перехода от одной меры к другой Гегель понимал как отрицание отрицания. Появление нового качества есть отрицание старого. Однако отрицание, согласно Гегелю, это не простое уничтожение, а снятие, то есть сохранение некоторых свойств и перенос их в новое качество, развитие на новом уровне. Процесс развития Гегель представлял в виде спирали, где каждый новый виток как бы повторяет предшествующий, но на более высоком уровне.
Таким образом закон отрицания отрицания показывает характер и направление развития: от низшего к высшему по спирали.
Законы гегелевской диалектики объясняют развитие идеальных сущностей, а природа остаётся за пределами диалектики, так как рассматривается Гегелем как инобытие идеи.
Высшим природным воплощением абсолютной идеи является человек, имеющий сознание, дух, разум. С помощью субъективного духа, человеческого разума идея познаёт саму себя и своё инобытие. Учение Гегеля о субъективном духе – это учение о человеке и закономерностях его общественной жизни.
Философия духа включает учение о трёх формах духа:
1) субъективный дух – индивидуальное человеческое сознание;
2) объективный дух – учение об обществе, включающее в себя право, нравственность и государство;
3) абсолютный дух, который включает в себя искусство, религию и философию.
Дух постоянно развивается и движется в своём развитии от низшего к высшему. Движущей силой развития духа выступает противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух постоянно прогрессирует. Прогресс Гегель связывал с осознанием свободы, а свободу понимал как осознание необходимости.
Субъективный дух, осознавая свою свободу и начиная реализовывать себя в практической деятельности, переходит в объективный дух. Объективный дух характеризуется Гегелем как «наличное бытие свободной воли». Это наличное бытие образует сферу права. Почвой права является вообще духовное и прежде всего воля. Систему права Гегель понимал как реализованную свободу духа. Он выделял три ступени развития «свободной воли»:
- абстрактная воля, характерная для личности;
- частная воля, которая существует как моральные отношения;
- субстанциальная воля, которая реализуется в нравственности, гражданском обществе и государстве.
Волю Гегель называл практическим аспектом мышления, в котором мышление стремится перейти в наличное бытие.
Первой ступенью развития воли Гегель считает единичную волю отдельного субъекта, личности. Такая личность, наделённая свободной волей, становится основой абстрактного права. Главным принципом абстрактного или формального права является уважение к другим личностям, обладающим такими же свободными волями и такими же правами. Свободная воля в данном случае проявляется как право присваивать себе все вещи, то есть право собственности. В этом положении Гегель давал философское обоснование частной собственности. Свободу собственности Гегель понимал как право собственников полностью распоряжаться своей собственностью (дарить, обменивать её, торговать ею). Поэтому большое внимание в своей философии права Гегель уделял характеристике основных видов договоров о правомерном отчуждении собственности. Кроме того, он рассматривал три формы нарушения права частной собственности и соответствующие наказания. Наказание должно производиться строго в соответствии с законом и в судебном порядке. Продолжая идеи просветителей, Гегель выступал противником жестокости наказаний и считал, что по мере прогресса цивилизации наказания должны смягчаться.
Историю общества Гегель рассматривал как прогрессивное осознание свободы духа. Общество проходит в своём развитии три стадии или три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена осознания свободы, античная эпоха даёт осознание свободы только частью общества, а германские народы, с точки зрения Гегеля, достигают полной свободы. Что касается других народов, в частности славян, то Гегель считает их народами внеисторическими, остановившимися в своём развитии. Германское же общество Гегель считал вершиной всемирной истории. И в этом проявляется первое противоречие между методом и системой гегелевской философии. Второе противоречие обнаруживает себя в гегелевской концепции абсолютного духа. Полного развития абсолютная идея достигает в философской системе самого Гегеля.
Последним представителем немецкой классической философии был Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872).
Фейербах слушал лекции Гегеля в Берлинском университете. «Благодаря Гегелю,- писал Фейербах,- я осознал самого себя, осознал мир». И Гегель «стал моим вторым отцом, а Берлин – моей духовной родиной».
Начиная как ученик и последователь Гегеля, Фейербах со временем обратился к природе и человеку. В лице Фейербаха немецкая философия осуществила поворот от идеализма к материализму. Фейербах пришёл к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован. Он сформулировал свой тезис: «Не было бы природы, никогда логика не произвела бы её из себя». Фейербах таким образом пришёл к размежеванию с философией Гегеля и её критике. Он провозгласил идею о том, что человек должен сосредоточиться на самом себе, на своём мире.
Настоящую известность Фейербаху принесла его работа «Сущность христианства». Именно через эту работу материалистические взгляды Фейербаха оказали мощное воздействие на немецкую философскую мысль.
Материальное бытие Фейербах называл чувственным бытием и считал, что оно существует вне и независимо от человеческого сознания и мирового разума. Материальные вещи, предметы и явления природы интересовали Фейербаха не сами по себе, а только в их отношении к человеку. Материальность человека характеризуется Фейербахом через чувственность. Основой бытия человека является природа. Природа должна стать и началом философии. «Новая философия,- писал Фейербах,- превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» и тем самым превращает антропологию в универсальную науку. Такой антропоцентризм философии Фейербаха позволяет её рассматривать как антропологический материализм.
Фейербах считал, что природа телесна, материальна, чувственна. Изменение природы во времени, возникновение в ней новых материальных образований и разрушений происходит при сохранении её основных элементов и вечности существования материи. Фейербах был убеждён, что на Земле при определённых условиях естественным образом возникли сначала простейшие живые существа, а затем возникали всё более сложные. С течением времени природа развивается до такой степени, что порождает человека. Человека Фейербах считал высшим порождением природы. Однако вопрос об источниках, причинах и характере развития Фейербахом не исследовался. Ответы на все эти вопросы следует искать в диалектике, но диалектика была идеалистической (Кант, Гегель), а, следовательно, она неприемлема для объяснения материальных процессов.
Фейербах говорил, что философия должна опираться на естествознание. Однако сам он не использовал новейшие естественнонаучные открытия, потому что жил в то время в деревне (в отдалённом имении своей жены). Это, по всей видимости, повлияло на определённую ограниченность фейербаховской философии и сближало её с материализмом XVIII века. Он по сути остался на позициях старого метафизического материализма, хотя и претендовал на создание «новой философии». Правда, в отличие от материалистов XVII-XVIII веков Фейербах рассматривал природу уже не как механизм, а как организм.
В гносеологии Фейербах продолжал линию сенсуализма. Чувственное восприятие, с его точки зрения, необходимо не только в начале познания, но и в ходе всего познавательного процесса для обнаружения соответствия нашего познания действительности. Однако познание не должно ограничиваться чувственным восприятием. Научные и философские истины постигаются опирающимся на чувственность мышлением. Мыслитель считал, что познавательные способности человека достаточны для того, чтобы мыслить вещи такими, «какими они оказываются в действительности».
Для социальной концепции Фейербаха характерно стремление разработать теорию, которая бы способствовала созданию гуманистического общества, в котором исчезли бы не только антагонизмы, но и любая недоброжелательность, что само по себе утопично.
Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1234;