Социальные взгляды Л. П. Лаврова
Лавров Петр Лаврович (1823-1900 годы) — ученый, революционер, идеолог русского народничества. В 1842 году окончил Петербургское военное училище.
Преподавал в высших учебных заведениях Петербурга математику и физику, изучает гуманитарные науки: философию, историю.
1862 год — вступает в организацию «Земля и воля», за что в 1868 году попадает в ссылку в Вологду. Откуда затем бежит в Париж, где пишет книги, участвует в восстании парижской коммуны 1871 года, участвует в созданном К. Марксом «Интернационале»
Благодаря знакомству с ним становится известен не только в Европе, но и в России.
Он является создателем русской субъективной школы. В своих взглядах опирался на философов, социологов 19 века, Л. Фейербах, О. Конт. Считал, что социологии не хватает психологизма, психологию нужно ввести в социологию.
В центре — проблема человеческой свободы и цели жизни, поэтому в центре социологии должна стать проблема человека. Человека он рассматривает как личность свободную, ответственную перед самим собой и обществом, живущую на основе идеала, действующую на основе этичного идеала.
П. Л. Лавров «Исторические письма», где пишет (ставит вопрос):
«что является стимулом развития общества?» — вывод: общество развивается благодаря многообразной деятельности Людей.
В этой работе он ищет истоки социальности в животном мире, прослеживает, как развивалась социальность на протяжении истории.
Здесь он выступает за то, чтобы рассматривать социальность в развитии: начиная от животных и закачивая человеком. Он пытается связать социальность на всех этапах развития. От самых низших животных … высших от низших проявлений социальности у первобытных людей — до высших.
Приходит к выводу: чем живое существо более развито, тем более оно социально.
Социальная эволюция сопровождается эмансипацией личности (прогресс связан с человеческой свободой)
Субъективный метод у П. Л. Лаврова состоит в том, что человек — носитель идеала. Идеал связан с нравственной оценкой, развивается вместе с личностью, является базой ее деятельности. Он считал, что существует социальный слой — создатель нравственного идеала — интеллигенция, которая стремится его и воплотить. Ей принадлежит историческая инициатива (создавать и воплощать нравственный идеал). Интеллигенция — критически мыслящие личности.
Интеллигенция воплощает нравственные идеалы через социально-организованные формы.
3 субъекта социального действия:
- Пасынки цивилизации — эксплуатируемое большинство общества, которое лишено всех благ цивилизации
- Дикари высшей культуры — меньшинство общества, цивилизованы частично. В своей жизни эти люди руководствуются модой, только участвуют в цивилизации, являются препятствием на пути прогресса.
- Интеллигенция — истинные создатели цивилизации, живут подменно-исторической жизнью. С них начинается история. Они — двигатель развития общества.
Интеллигенция — интегратор позиций разных социальных групп.
Факторы социального действия он располагает по линии восходящей значимости:
- Привычки
- Аффекты
- Интересы
- Убеждения — высший уровень мотивации, они присущи только интеллигенции (т.к. только они опираются на социальный идеал — материализм, атеизм, социализм).
Солидарность — совпадение личного интереса с обществом.
Только в этом случае можно достичь правды жизни (правда считается выше истины)
Характеристика солидарности:
- Где и при каких условиях она возникает
- Как она меняется (через формы солидарности)
- Какая из форм самая важная
- Как меняются эти формы солидарности или что их меняет — т. е. нужно понять динамические силы смены форм солидарности.
- Предел, к которому стремится солидарность (итог — социализм).
Элементы солидарности он находил в животном мире (солидарность связана с необходимостью выживания, а высшего проявления солидарности достигает в мире людей, т .к .там она осознанна).
Теория прогресса: «Если социология не указывает цель прогресса, то это пустая болтовня»
Считал, что прогресс — борьба двух тенденция: солидарности и индивидуализма.
Основная проблема прогресса — нахождение формы, их органического взаимодействия.
Он в своих «Исторических письмах» формулирует такую цель прогресса — развитие личности в физическом, умственном, нравственном отношении; воплощение в общественных формах истины и справедливости.
Вывод: П. Л. Лавров фактически создатель субъективного метода, основатель субъективной школы, развивает в социологии идеи социализма, выступает с концепцией эмансипации личности в ходе развития общества.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2361;