Тема 4 — Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского
Вопросы
1. Данилевский и его книга «Россия и Европа»
2. Культурно-исторический тип
3. Славянский культурно-исторический тип
Данилевский и его книга «Россия и Европа»
Н. Я. Данилевский (1822-1885 годы). 1869 — «Россия и Европа»
Был сторонником органицизма. Создает первую атиэволюционную модель в социологии в своей книге. Книга появляется как отклик на события в России в конце 19 века (поражение в Крымской войне, от Англии, Франции). Делает вывод, что история не едина, история — совместимость разных историй, это множество объясняет существование культурно-исторических типов.
Данилевский стоит на подходе к цивилизационному подходу общества. Говорит о том, что Россия и Европа — это два разных культурно-исторических типа:
- Славянский (Россия)
- Романо-германский (французы и немцы)
Т. е. Данилевский по своим взглядам — поздний славянофил. Его книга во второй половине 19 века вызвала дискуссии: его критиковали многие.
Субъективная школа критиковала его за органицизм. Ленин критиковал (большевики) за славянофильство (марксизм ведь западная идея)
Значение книги Данилевского стало понятно только в 20 веке. Это фундаментальный взгляд на общество, исток цивилизованного подхода.
Критика паралогизма Гегеля (в мире действует некое универсальное начало, следовательно, история всех народов так же универсальна; движение истории — прогресс)
Марксистская социология — прогрессивная (пять формаций).
К. Леонтьев — поздний славянофил. «История — цветущая сложность. Навязывание моделей опасно, история не подчиняется универсалиям».
Данилевский указывает на своеобразие и неповторимость общественного бытия. Утверждает, что не было ни одного универсального события, характерного для всех цивилизаций. (Поэтому всякое деление истории условно). Данилевский не использует слово «цивилизация».
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 757;