Сравнительная характеристика социальных идей славянофилов и западников
Основа для сравнения | Славянофилы | Западники |
Личность | · Личность несамостоятельна · Признавали особую роль духовной детерминации социального поведения людей. | · Личность — творец истории · Личность — индивид, свободный человек |
Концепции человека | · Выступали за отмену крепостного права с сохранением помещичьих хозяйств, общины · Частично признавали необходимость гарантий гражданского права со стороны государства, права свободы личности в духовном плане · Православие — единственно приемлемая религия для русского народа, высочайшая ценность, назначения человека — реализация учения Христа · Основной принцип «Православие, самодержавие, народность!» | · Выступали за полную и немедленную отмену крепостного права — оно тормозит прогресс · Полностью призвали необходимость гарантированных гражданских прав (свобода слова и печати, неприкосновенность личности) · Критиковали православие · Основной принцип «Разум и прогресс» |
Свобода | · Личность несвободна (личностное богатство — только в церкви) · Идея соборности (корпоративности) | · Выступали за самоценность личности как носителя разума · Идея свободной личности (приоритет личностного начала над коллективным в рамках моральных норм, созданных человечеством) |
Внутренний мир человека | · Любовь к Богу, способность сострадания и помощи ближнему, чувство вины и стыда, чувство красоты | · Воля и Социальная сфера, лояльное отношение к праву |
Петр I | · Считал реформы Петра подражательскими и искусственно навязанными России · Хомяков: «Петр и его реформы игнорировали русскую самобытность и насаждали западничество» · Аксаков: «Реформы Петра были чужды и русской истории и русскому народу», превратили русский народ в раба, а престол — в игралище партий. · Нападали на Петра не за то, что он использовал достижения западноевропейской цивилизации (это считали его заслугой), а за то, что он «свернул» Россию с ее «истинных» начал. Обвиняли его в том, что заимствую у Запада полезное, он сломал коренные русские устои, традиции и обычаи. | · Возвеличивали личность Петра, считали его реформы прогрессивными · «Развитие истории — развитие исторических форм, смена которых сопровождается борьбой» · В борьбе рождается прогресс · Деятельность Петра западники рассматривали как первую фазу обновления страны · Критиковали историю России, не видя в ней ни одного рационального момента, кроме реформ Петра. |
Социальный идеал | · России нужно самодержавие, которое ограничено земским собором. Это поможет избежать революционных потрясений. · Предлагали мирный путь, изменения в стране должны произойти за счет реформ · Россия — особенная страна, ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского · Критиковали преклонение перед западом · Верили в великое будущее России · Община — будущее России | · России нужна конституционная монархия (демократическая республика) · Революцию не приветствовали, но считали ее неизбежной · Исключали народную самобытность России, считали, что у нее не может быть противоположного западному пути развития · Главную задачу видели в просвещении народа, в развитии демократических начал · Переняв западные ценности, Россия не повторит отрицательных сторон ошибок западноевропейской практики и явит миру более совершенные образцы социальной и духовной жизни. |
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 2228;