Правовое обеспечение государственной молодежной политики (ГМП) в Российской Федерации.

Мировой опыт реализации государством целенаправленной политики в отношении молодежи имеет много вековую историю. В ФРГ, например, действует закон о молодежном благосостоянии, принятый еще в 1922 г. в период Веймарской республики, который восходит к правовым актам 150-летней давности. Во многих промышленно развитых странах мира (США, Канаде, Франции, Италии, Швеции, Финляндии и др.) действует разветвленное молодежное законодательство.

Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х гг. проводят осмысленную политику по отношению к молодому поколению. Особая роль в этом процессе принадлежит Организации Объединенных Наций: в 1965 году ее Генеральной Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; впоследствии - еще целый ряд важных документов (в 1985 году, объявленном Международным годом молодежи, — "Руководящие принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир").

В них на мировом уровне определена основная цель молодежной политики — рассмотреть активное участие молодежи и молодежных организаций в общественной жизни на национальном уровне и во всемирном масштабе. В ее разработке выделяются три основных участника разных уровней - правительства, другие структуры общества и молодежь.

В 1991 г. был принят первый нормативный акт в области молодежной политики - Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР". С тех пор государственная молодежная политика кон­ституирована как область государственной деятельности.

Впервые осуществление целостной государственной молодежной по­литики в России было признано одним из приоритетных направлений со­циально-экономической политики государства Указом Президента Россий­ской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной мо­лодежной политики" от 16.09.1992 № 1075.

Система управления государственной молодежной политикой на фе­деральном уровне складывалась начиная с 1992 года. Она представляет со­бой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех органов и ветвей власти. Утвержденные постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 "Основные направления госу­дарственной молодежной политики" определили ее как деятельность госу­дарства, направленную на создание правовых, экономических и организа­ционных условий и гарантий для самореализации личности молодого чело­века и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Было установлено, что государственная молодежная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодежными объединениями и их ассоциациями.

Исключительно важное значение имел принятый в 1995 году Феде­ральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских об­щественных объединений".

В 1998-1999 годы активизировались усилия по систематизации и раз­витию законодательства в государственной молодежной политике как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Важнейшим событием 1999 г. стало принятие Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Феде­рации" (принят Государственной Думой в октябре и утвержден Советом Федерации в ноябре 1999 г.; в 25 ноября 1999 г. на закон наложено вето Президента Российской Федерации, которое не было преодолено в июле 2000 г. новым составом Государственной Думы ФС РФ). Принятием на­званного закона предполагалось достроить систему нормативных правовых актов, образующих законодательство о государственной молодежной политике в России. В содержании правовых норм отражались подходы, сфор­мированные в период разработки законопроекта СССР (1991 г.) и после­дующих концептуальных и нормативных положений в сфере государст­венной молодежной политики. В то же время новый закон в большей мере должен был отражать радикально изменившиеся за прошедшее десятиле­тие условия деятельности всех субъектов формирования и реализации го­сударственной молодежной политики в стране.

Были определены приоритетные направления молодежной политики.

Принципиальное значение имело положение закона об установлении государственных минимальных социальных стандартов основных показа­телей качества жизни молодежи и определении минимального объема со­циальных услуг, включаемых в этот стандарт.

Была осуществлена попытка нормативного упорядочения действий го­сударственных органов в отношении разнообразных и разнородных по за­дачам и характеру деятельности организаций, работающих с молодежью. В этой связи был выделен особый класс таких организаций – специализиро­ванные организации, осуществляющие деятельность по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг для молодежи, определены меры по поддержке социальной инфраструктуры для молодежи, разработке и фи­нансированию целевых программ в области государственной молодежной политики. Однако закон по ряду причин не был принят.

В 2006 году была принята Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях на всем протяжении ее существования широко используется программно-целевой подход: в 1994 г. Указом Президента Российской Федерации от 15.09.1994 г. № 1922 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) "Молодежь России", в 1997 г. Указом Президента Российской федерации от 15.08.1997 г. № 890 она получает статус президентской, а в 2000 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 г. № 1275 утверждается ФЦП "Молодежь России (2001-2005 годы)".

В ряде случаев молодежные аспекты косвенно представлены в тех фе­деральных законах, в которых установлены правовые нормы, непосредст­венно затрагивающие законные интересы и права молодых граждан.

Принятие Федерального закона "О дополнительных гарантиях по со­циальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (от 21.12.96 №159-ФЗ) определило нормативную базу поддержки и помощи молодым гражданам в возрасте 23 лет из числа детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, в медицинском обслуживании, получении образования, в обеспечении занятости и жильем.

Особое внимание уделялось взаимодействию федеральных органов исполнительной власти по вопросам профилактики правонарушений моло­дых людей, что во многом определялось нарастанием числа фактов проти­воправного поведения в молодежной среде. Основы такого взаимодействия в значительной мере укрепились в результате принятия Федерального за­кона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонаруше­ний несовершеннолетних" (24.06.99 г. № 120-ФЗ). Статьей 17 закона, в ча­стности, определена компетенция органов по делам молодежи и сфера дея­тельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической дея­тельности.

В условиях рассогласования процессов молодежного законотворчества на федеральном и региональном уровнях в целях концептуального обнов­ления основ реализации государственной молодежной политики с учетом социально-экономических преобразований российского общества в 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (протокол заседания от 05.12.2001 г. № 4). Согласно Концепции, субъектами реа­лизации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, работодатели, общественные объединения, другие юридические и фи­зические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.

В заключении следует сказать, что в законодательстве Российской Федерации установилась позиция, согласно которой государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Тринадцать лет назад такой подход вызывал бурную дискуссию. Его утверждение в российской практике было важным шагом вперед.

Его суть.

Первое. Прежде всего это отход от принципов нормативного формирования личности по установленному образцу. Государство сужает сферу своего воздействия на самого молодого человека, но расширяет свои обязанности в развитии социальной инфраструктуры для молодежи, в создании других условий, которые молодой человек, молодежная организация могут выбрать (но могут и не выбрать).

Второе. В опоре на юридическую конструкцию прав человека и гражданина. Это немаловажно в условиях, когда молодой человек естественно оказывается в ситуации неполноты социального, а по некоторым вопросам и правового статуса.

Третье. В переходе государства к широкой системе взаимодействия со структурами гражданского общества – молодежными организациями, движениями, другими проявлениями ее социальной активности.

По прошествии почти десятилетия со времени принятия Закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991 г.) понятие «государственная молодежная политика» стало вполне привычным, а его трактовки сохраняют те же прогрессивные черты. За эти годы принято примерно 200 нормативных правовых актов федерального уровня, затрагивающих различные стороны положения молодежи, функционирования государства в сфере государственной молодежной политики, в их числе несколько федеральных законов. Более 40 законов о молодежи и молодежной политике принято в российских регионах. В организационной системе государственной молодежной политики работало в начале 2000 года более 15 тысяч государственных служащих.

Однако Государственные доклады о положении молодежи фиксируют драматичное положение по большинству социальных проблем, на решение которых направлена государственная молодежная политика. К примеру, безработица. Первый доклад фиксировал, что треть зарегистрированных безработных составляет молодежь, а число неработающей и не учащейся молодежи составляет 1 миллион человек. Третий доклад фиксирует долю молодежи среди безработных на уровне 35%. Пятый доклад – 34,5%. Иначе говоря, в решении этой особо важной для молодежи проблемы нет решительно никакого прогресса. В целом при наличии обширной системы государственной молодежной политики это можно сказать и по другим направлениям.

Четвертое. Возникли новые напряжения там, где приняты новые законы и нормативные правовые акты в интересах молодежи. Так произошло с принятием Закона РФ «Об образовании» (1992 г.). Особенно кричащим стало противоречие защитной нормы в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.): система поддержки некоторых категорий подростков органами МВД стала для них недоступной в силу применения прогрессивных норм, вытекающих из концепции прав человека. За время после принятия закона не удалось это очевидное несоответствие устранить. Впрочем, и федеральные законы, принятые по нашим проектам, тоже с недостатками. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.) содержит нормы, которые усложнили некоторые традиционные связи государственных органов и молодежных организаций.








Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 3279;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.