Сущность и особенности социализации личности.
Термин «социализация» широко распространен в социальной философии, социологии, социальной психологии. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Она также подразумевает многообразие взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опыта предыдущих поколений с целью передачи его потомкам, осуществляемой индивидом и социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности, в сложной системе межличностных и коллективных отношений.
Социализируется личность на протяжении всей своей жизни, осваивая различные социальные роли и виды деятельности, благодаря чему ее природные (кодовые) характеристики начиная с раннего детства и вплоть до последних мгновений жизни наполняются общественным содержанием.
По мнению Л.Г. Костюченко и Ю.М. Резника, содержание и направленность процесса социализации определяются двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры – ценностей, норм, идей их преобразования в субъективно-идеальный мир, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры индивидуальный опыт поведения личности. Индивидуализация характеризует, в свою очередь, процессы как преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры, так и трансформации субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего социального мира
Традиционно социализация делится на:
• раннюю, или первичную, охватывающую такие фазы жизни человека, как детство и юность;
• продолженную, зрелую, или вторичную, охватывающую зрелый возраст и старость человека.
В.И.Добреньков и А.И.Кравченко, отмечая важную роль воспитания в этом процессе, не случайно определяют его как окультуривание человека, т.е. прививание ему заранее заданных культурных черт, определяемых обществом через соблюдение культурных норм, бытовых правил поведения, признание определенных ценностей и идеалов. В качестве «агентов социализации» они выделяют людей, ответственных за обучение культурным нормам и освоение индивидом, группой их социальных ролей. К «агентам первичной социализации», т.е. ко всем, кто составляет ближайшее окружение человека, они, а также Ю.Г.Волков относят его родственников, друзей семьи, сверстников, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодежных группировок, а к «агентам вторичной социализации» –представителей администрации воспитательных и образовательных учреждений, предприятий, армии, правоохранительных органов, конфессий, государства, СМИ и пр., т.е. всех, кто оказывает на человека менее важное влияние.
Агенты первичной социализации отличаются от агентов вторичной социализации следующими признаками:
* каждый агент первичной социализации выполняет множество функций, выступая для ребенка, подростка, юноши одновременно в роли опекуна, администратора, учителя, воспитателя, друга (например, отец, мать или дедушка, бабушка), поэтому его социализирующие функции – взаимозаменяемы. Так, ровесники или старшие товарищи могут заменять родителей в воспитательном воздействии на объект социализации. К тому же агенты первичной социализации, располагаясь в сфере предписываемых статусов, осуществляют свое социализирующее воздействие на него естественным образом, т.е. в процессе социальных контактов, межличностного общения, не предполагая за это плату в денежном выражении;
* агенты вторичной социализации выполняют одну или две функции, которые узкоспециализированны, потому что судья не заменит школьного учителя, а тот, в свою очередь, никак не может выступить в роли руководителя производства. За свою деятельность такие агенты получают денежное вознаграждение.
Помимо агентов социализации, Добреньков и Кравченко, как и другие ученые, выделяют «институты социализации» – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, а в их структуре – «первичные» (семью, улицу, школу, производство) и «вторичные» (государство, органы законодательной, исполнительной, судебной власти, СМИ и др.) институты социализации.
Опираясь на систематизированный выше приведенный анализ социализации, отметим следующее:
1. Структура социализации личности включает в себя такие стороны, как этапы (стадии), субъекты (агенты), условия и механизмы. Проблема «стадиальности» и механизмов процесса социализации разработана в большей степени психологами. Социологи же уделяют преимущественное внимание изучению агентов и условий социализации.
2. В отношении этапов социализации в науке сложились и продолжают существовать несколько концепций развития личности в процессе ее социализации. В основе большинства из них лежит какой-либо один фактор, например биологическое, психическое или социальное происхождение и развитие. Разделим условно эти концепции на универсальные, охватывающие весь жизненный цикл личности, и частные, охватывающие первичную ее социализацию.
Заметим, что психологические и социально-психологические концепции ограничиваются в основном рассмотрением первичной социализации. Так, по мнению Дж.Г.Мида, первичная социализация включает в себя несколько стадий, связанных с формированием Я: стадию имитации (копирование поведения взрослых людей или представителей реферативной группы), игровую стадию (проигрывание ролей), стадию коллективных игр (осознание детьми ожиданий других людей на основе образа «обобщенного другого»).
В концепции З. Фрейда индивид находится все время в состоянии конфликта с обществом. При этом он руководствуется биологическими побуждениями, прежде всего сексуальными влечениями. Поэтому в основе социального конфликта лежит противоречие между стремлением индивида к получению удовольствий и ограничениями, которые устанавливаются родителями и другими людьми, а также собственным Сверх-Я.
Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже исследовал первичную социализацию как процесс обучения мышлению. Способности к мышлению, по его мнению, развиваются у ребенка по мере прохождения им определенных стадий, связанных с приобретением новых навыков познания и обусловленных возрастными особенностями: до 2 лет – сенсомоторная стадия (формирование способности к сохранению в памяти образов предметов окружающего мира); 2-7 лет – предоперациональная стадия (возникновение способностей к различению предметов и символов или их значений); 7-11 лет – стадия конкретных операций (овладение навыками мысленного манипулирования предметами); 12-15 лет – стадия формальных операций (формирование способностей к решению абстрактных задач и осмыслению нравственных проблем своей жизни).
К числу универсальных учений о социализации следует отнести психологические концепции американских психологов Э. Эриксона и Л. Кодберга.
Идеи Фрейда были пересмотрены и дополнены Эриксоном, который предложил ввести в исследование критерии психического развития, связанного с формированием основных ориентиров по отношению к себе и своему окружению. Становление личности не заканчивается, по его мнению, в подростковом периоде, а продолжается весь жизненный цикл. В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными
Доверие – недоверие грудной возраст
Автономия – сомнение возраст 1-2 года
Инициатива – чувство вины возраст 3-5 лет
Трудолюбие – неполноценность младший школьный возраст (6-11 лет)
Идентификация – диффузия юность (12-18 лет)
Интимность – одиночество начало взрослого периода
Творческая активность – застой средний возраст
Умиротворение – отчаяние старость.
В основу выделения стадий социализации Колберг положил критерии нравственного развития детей, в том числе формирование способности к сопереживанию (эмпатии). Однако эти стадии не связаны с определенными возрастными периодами. На двух первых стадиях, по Колбергу, происходит освоение детьми механизмов наказания и поощрения. Третья позволяет различать понятия о хорошем и плохом поведении. На четвертой дети осознают интересы общества и принимают правила господствующего в нем поведения. На пятой у человека формируются нравственные убеждения, он начинает осознавать противоречия между различными нравственными позициями. Шестая стадия определяется способностями к осознанному нравственному выбору, утверждением универсальных ценностей и принципов жизни, в частности служением обществу, заботой о ближних и т.д. Этой стадии достигают лишь немногие.
В отечественной литературе известны попытки выделения основных стадий социализации в зависимости от возраста и отношения к труду. Так, Г.М. Андреева, вслед за другими учеными, предлагает различать дотрудовую стадию, включающую раннюю социализацию и этап обучения, стадии трудовую и послетрудовую. На дотрудовой стадии главными ориентирами для индивида являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии значительную роль играют коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.
Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий – социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1495;