Итальянский театр Возрождения
Итальянские гуманисты первыми создали новый тип драматургии, которая стала исходным началом для всего последующего развития европейской драмы в формах комедии, трагедии и пасторали.
Трагедия и комедия возникли по образцам античного театра, а пастораль возникла из поэзии, связанной с песнями пастухов, рисующей мирную пастушескую жизнь и идеальную любовь.
Пьесы итальянских гуманистов ставились не для широкой публики; их зрителями были аристократы, ученые. Ставились пьесы силами любителей и не имели систематического характера. Назовем несколько имен – это Лудовико Ариосто, придворный комедиограф Феррарского герцога, автор «ученой комедии» под названием «Комедия о сундуке». Это всевластный государь Флоренции Лоренцо Медичи, ученый гуманист, превосходный поэт; ему принадлежит текст «Представления о святых Иоанне и Павле», а также комедия «Аридозия». Перу великого ученого и философа Джордано Бруно принадлежит комедия «Подсвечник», в которой он изобразил развратников, педантов, шарлатанов и тот культурный и социальный фон, на котором произрастают эти явления.
Лучшей из всех итальянских комедий XVI века считается «Мандрагора» (1514). Ее автор флорентийский писатель, историк, крупнейший мыслитель, создатель политической науки в новой Европе и коварный политик, смелый атеист Никколо Макиавелли (1469-1527). В этой комедии он дает бытовую иллюстрацию для некоторых своих широких политических конструкций.
Но знаменитым театральным явлением был не этот придворный театр.
Живой народный театр, связанный с народным фарсом и городскими карнавальными зрелищами, пошел самостоятельной дорогой. Он был независим от литературной драмы. Оформился он к середине XVI века как театр импровизационной комедии – комедии дель арте (commedia dell’arte).
Комедия дель арте была высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения и в значительной степени способствовала профессионализации всего европейского сценического искусства.
Существовавший в Италии разрыв между литературной драматургией и сценической практикой привел к тому, что новый театр рождался самостоятельно, без непосредственного влияния и поддержки гуманистов.
Во всех странах Европы писатели-гуманисты станут активными строителями нового театра, а в Италии в создании комедии дель арте участия не принимали. Своим происхождением итальянский профессиональный театр обязан только актерам. Итальянские актеры выработали у себя удивительную способность к импровизации, что и позволило им создавать спектакль без помощи написанного драматического текста. Текст рождался прямо на глазах у зрителей, по ходу спектакля.
Источником, живительной почвой для такого импровизационного театра были городские карнавальные зрелища. Именно отсюда на сцену комедии дель арте пришли ее маски, очень популярные в карнавалах. Атмосфера карнавального веселья определила динамику спектаклей комедии дель арте, обилие в них песен, плясок и всяческих трюков, озорства, изобретательства. Другим источником был фарс.
Импровизационные спектакли комедии дель арте имели в своей основе только сценарии. Сценарий тем отличается от пьесы, что в нем дается лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Руководствуясь этими указаниями, актеры сами должны по ходу спектакля уметь строить наиболее увлекательное, логически обоснованное целостное действие.
Сценарии были в основном комедийные. С начала XVII века стали издавать сборники сценариев, так как число трупп комедии дель арте значительно увеличилось, а не всякий коллектив был способен сам сочинять для себя сценарии. Авторами и составителями сборников были чаще всего главные актеры трупп.
Расцвет комедии дель арте приходится на середину XVII века. В каждом крупном городе Италии была своя труппа комедии дель арте. Генуя, Мантуя, Венеция, Болонья, Флоренция, Милан, Турин, Верона, Пиза, Падуя и другие города обладали своими актерскими труппами комедии дель арте, которые соперничали между собой.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1852;