Общая характеристика. а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма»Д
а) В своей работе «Культурные противоречия капитализма»Д. Беллисследовал идею постиндустриализмаи пришел к выводу, что эта идея «ограничена специфическими изменениями в технико-экономической организации»:
—он оказал генетическую преемственность между идеей постиндустриализации и концепцией информационного общества;
—выделил параметры постиндустриального общества, имеющие отношение к анализу телекоммуникаций;
- Д. Бем положил информационный фактор в центр своей концепции «постиндустриального общества».
б) В 60-е годы Ф. Маклуп ввел понятие «индустрия знания». Эта мысль приобрела статус «зонтиковой фразы», охватившей систему образования, медиа, библиотек, институтов и т.п.
—Ф. Маклуп выступил с идеей сделать индустрию информации и сервис главной и центральной силой экономической системы и расширения ее в Больших масштабах.
в)Далее экономист Марк Порат взял тезис Ф. Мак лупа о том, что доминирующие направления американской экономики должны включать деятельность, основанную на информационных отношениях:
—М. Порат предложил поделить информационную экономику на две части:
= первичный сектор —управляющий производителями и распространителями информации в рамках рынка;
= вторичный сектор -- состоящий из частных и общественных бюрократов, управляющих и регулирующий экономику.
Это различие способствует распознаванию последствий бюрократической деятельности как отличия от факторов рыночного порядка в информационном окружении.
г) Исследованием некоторых этих последствий занимался теолог Тейяр де Шарден,
— Он указал на творческий характер будущого информационного общества. Этот творческий характер будет носить название «расширенное состояние», в котором повседневная мысль и деятельность будут
вызывать сильную жажду открытий и тем самым влиять на общество.
— Вследствие этого станут происходить творческие изменения:
= прогрессивная замена лшстерскш лабораториями;
= преобразование производства в результате научных исследований;
— научные исследования станут главным принципом реального существования человечества.
д) Идеи Тейяр де Шардена продолжил О. Тоффлер.
— Он отметил, что «технологический императив является движущей силой поступательного развития общества, определяющего его социальный облик».
— Масштабы глобальных изменений приведут к бесполезности рассмотрения через щелку идеологических штампов, идущих еще с 40-х годов: новое общество выходит из старого беспрепятственно и бесконфликтно.
— Он развил идею будущего всемирного общества, связав его с инфоноосферой.
е) К научному обсуждению этой проблемы подключился Р.
Тибальд.
— Он отметил, что «мы уже вступили в коммуникационную эру,' так как значительная часть нашего общества уже вовлечена в коммуникационную деятельность».
— Указывая на историческое место Запада в мировом развитии, Р. Тибальд отметил, что ключ от формулы выживания Запада находится в адаптации к новым реалиям, таким, как усиление коммуникационного начала в общественной жизни.
— Он дал определение коммуникации; коммуникация — процесс эффективного обмена идеями между индивидами и процесс существования вообще.
— Он отмечал, что человечество находится в состоянии «чрезвычайно динамичных изменений и обв’язано сосредоточить свое внимание на том, каким образом можно реализовать возможности новой коммуникационной эры,
избежав при этом грозящих опасностей».
ж) Еще в древности в сознании людей возникло деление на «мы» и «они», на «мое» и «чужое». Но в те времена мысль о единстве человечества не возникала.
— Благодаря великим географическим открытиям, развитию мореплавания и торговли расширился кругозор европейцев и обнаружилось, с одной стороны наличие общин черт у разных народов, а с другой — глубокие различия в культуре, нравах, образе жизни, религии, социальном слое и др.
— Появились теории, в которых одни ветви развития.. противопоставлялись другим. Основной смысл этих теорій заключается в самобытности развития данной страны или народа, их «непохожести» на других.
— В I половине XX века на основе данных противопоставлений возникла теория «локальных культур « О. Шпенглераи концепция «множественности цивилизаций» А. Тойнби. Они не признавали существование одной истории человечества, разделяли ее на большое количество самостоятельных направлений. А за основу исходных предпосылок истории принимали духовные ценности или религиозные системы:
= идея О. Шпенглера заключалась в том, что каждаякультура живет, подчиняясь только ей при сущим принципам и ценностям и проходит периоды возникновения, расцвета, старения и гибели, а история в целом есть сосуществование и смена различных культур;
=А. Тайной выделил в истории множество локальних цивилизаций, создающихся творческим меньшинством и проходящих ряд этапов своего жизненного цикла вплоть до дезинтеграции. Но он предполагал, что в будущем возможно достижение единства человечества в сфере духа.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 501;