Философия, а) Возникновению марксизма и марксистской философии
способствовали:
- предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в.
- Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии;
- крушение идеалов Великой Французской революции
(свобода, равенство, братство, идей французского
Просвещения), их невозможность воплощения в реальной
жизни;
- нарастание социально-классовых противоречий и
конфликтов (революция 1848 -1849 гг., реакция, войны,
Парижская коммуна 1871 г.);
- кризис традиционных буржуазных ценностей
(превращение буржуазии из революционной в
консервативмую силу, кризис буржуазного брака и
нравственности).
3) Источники марксистской философии (главные
произведения К. Маркса и Ф. Энгельса).
Главными произведениямиоснователей марксизма являются: «Тезисы о Фейербахе» К. Маркса; «Капитал» К. Маркса; «Экономическо-философские рукописи 1844г.» К. Маркса; «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Святое семейство» и «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса; «Диалектика природы» Ф. Энгельса; «Анти-Дюринг» Ф. Энгельса; «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельса; «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельса.
4) Диалектический и исторический материализм -
основные направления марксистской философии.
- Марксистская философия материалистичнапо своему
характеру и состоит из двух больших разделов -диалектического материализма и исторического материализма(нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
5) Материалистическое понимание истории. Общественно
экономические формации.
а) Философским новаторствомК. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).
6) Суть исторического материализма в следующем:
- на каждом этапе общественного развития люди для
обеспечения своей жизнедеятельности вступают в
особые, объективные, не зависящие от их воли
производственные отношения (продажа собственного
труда, материальное производство, распределение);
- производственные отношения, уровень
производительных сил образуют экономическую систему,
которая является базисом для институтов государства и
общества, общественных отношений;
- указанные государственные и общественные институты,
общественные отношения выступают в качестве
надстройки по отношению к экономическому базису;
- базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
в зависимости от уровня развития производительных, сил
и производственных отношений, определенного типа
базиса и надстройки выделяются общественно-
экономические формации - первобытнообщинный
строй (низкий уровень производственных сил и
производственных отношений, зачатки общества);
рабовладельческое общество (экономика основана на
рабстве);азиа»1ск-мй способ производства - особая
общественно-экономическая формация, экономика
которой основана на массовом, коллективном, жестко
управляемом государством труде свободных людей -
земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства. наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество -общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
- рост уровня производственных сил приводит к
изменению производственных отношений и смене
общественно-экономических формаций и общественно- политического строя;
- уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
6) Экономическоенаправление марксистской философии. ТакжеМарксом и Энгельсомвыделяются и разрабатываютсяследующие понятия:средства производства; отчуждение; прибавочная стоимость; эксплуатация человека человеком.
- Средства производства- уникальный товар, функция труда
высшего уровня, позволяющие производить новый товар.
Для производства нового товара помимо средств
производства необходима сила, обслуживающая их, - так
называемая «рабочая сила».
- В ходе эволюции капитализма происходит процесс
отчужденияосновной работающей массы от средств
производстваи, следовательно, от результатов труда.
Основной товар - средства производства
сосредоточиваются в руках немногих собственников, а
основная масса трудящихся, -не имеющая средств
производства и самостоятельных источников заработка, в
целях обеспечения своих насущных потребностей
вынуждена обращаться к собственникам средствпроизводства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.
- Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта
выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между
ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью,часть
которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в
новые средства производства для получения в будущем еще
большей прибавочной стоимости.
- Выход из данного положения основоположники
марксистской философии видели в установлении новых,
социалистических (коммунистических) общественно-
экономических отношений,при которых: будет
ликвидирована частная собственность на средства
производства; будет ликвидирована эксплуатация человека
человеком и присвоение результатов чуткого труда
(прибавочного продукта) узкой группой лиц; частная
собственность на средства производства будет заменена
общественной (государственной); произведенный продукт,
результаты труда будут делиться между всеми членами
общества благодаря справедливому распределению,
7) Диалектический материализм,
а) В основу диалектического материализма Маркса и
Энгельсабыла положена диалектикаГегеля, но на
совершенноиных, материалистических (а не
идеалистических) принципах.По выражению Энгельса,
диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы
па ноги».
б) Можно выделить следующие основные положения
диалектического материализма: основной вопрос
философии решается в пользу бытия (бытие определяет
сознание); сознаниепонимается не как самостоятельная
сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материянаходится в постоянном движении и развитии;
Бога нет,Он является идеальным образом, плодом
человеческой фантазии для объяснения явлений непонятных человечеству, и даст человечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказываетникакого влияния на окружающую действительность; материя вечна и бесконечна,периодически принимает новые формы своего существования; важным факторомразвития является практика- преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; развитие происходит по законам диалектики -единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 508;