Л Е К Ц И Я № 39. Философия Возрождения

Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.)— переход от средневеко­вья к Новому времени.

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности— Бога; земная жизнь человека — подготовка к загроб­ной под руководством церкви. Переход к городскому образу жиз­ни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых воззрениях — преемственность от средневековья и античности.

Возрождение античного наследия(Н. Кузанский, М. Фичино, Л. да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии — неоплатонизм: единое бла­го — Мировой Ум — Мировая Душа — Космос. В Средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец — Христос — Святой Дух — все сущее. Сдвиг в сторону субъекта — абсолютной личности. В эпоху Возрождения — еще шаг в эту сторону — к ант­ропоцентризму: в центре мироздания — человек. Теоцентризмсох­раняется. Но интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается. Но цельность философских сис­тем интересует меньше, чем человек. Философы эпохи Возрожде­ния максимально использовали античный и средневековый нео­платонизм: от первого — эстетическое внимание к телесному, природному; от второго — понимание человека как одухотворен­ной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек — творец и художник — перенимает творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, совершенном единении его с духовным. Совершенство — это красота.

Эстетическое— доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение — через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы — объектив­ного порядка зрительного восприятия).


Гуманизм— этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Ан­тропоцентризм— переворот в мировоззрении. Как проявление — противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос — благо­родство человека. Оно — в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совер­шенства через науку, искусство, труд. Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм— цель жизни и добродетель — польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое об­щество с республиканским строем. Реальных исторических перс­пектив не было.

Основные идеи эпохи Возрождения:

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность человека.

4. Личностно-материальное понимание мира.

5. Эстетическое понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм, за рели­гиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.

8. Пантеизм: Бог — природа; в центре — героическая лич­
ность.

Данте Алигьери (1265—1321) — «Божественная комедия», статьи — итог средневековой культуры, синтез поэзии, филосо­фии, теологии. У человека — двоякая природа — смертная и бес­смертная, двойное предназначение: земная добродетель и по­смертное предназначение — по Божьей воле.

Два пути:

1) философские наставления (в гражданском обществе под води­тельством государя) — открыт благодаря человеческому разуму;

2) наставления духовные, превосходящие человеческий ра­зум» — в вере под руководством церкви — открыт благодаря Духу Святому. У человека — свободная воля, определяющая его достоинство

и ответственность за содеянное.

Франческо Петрарка (1304—1374) —двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля.


К. Салютати (1331—1406) — развитие и оформление гумани­стической программы А. Данте и Ф. Петрарки. Жизнь дана Бо­гом. Главное — воспитание нового человека, обладающего huma-nitas — способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки — гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр кото­рой — этика — путь к совершенству.

Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Д. Бруно (1370—1444), Лоренцо Валла (1407—1457), М. Фичино (1433— 1499), Помпонацци (1462—1525), Пикодела Мирандолла (1463— 1494).

Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пы­таются объединить наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зо­роастризм, герметизм — утверждение возможности магического воздействия на природу.

На более глубоком уровне — поиск метафизических основа­ний гуманизма.

Николай Кузанский (1401—1464).

Кардинал католической церкви. Его метод аналогичен матема­тическому — состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и беско­нечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с беско­нечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде со­держат весь мир, как микрокосм. Человек — микрокосм и на дру­гом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей — действительных и возможных. Человек — для творчества.

Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром фи­зических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473—1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.








Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 536;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.