Джордано Бруно.
Идет дальше: Вселенная бесконечна со множеством солнц и планет вокруг них.
Центр — нигде и везде. Бесконечная Вселенная — порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природным вещам. Разумная жизнь — не только на Земле. Человек — конечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная безличная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее
человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель — высшая ступень познания и совершенствования — самоотверженность и подвижничество — состояние героического энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать бесконечную вселенную.
В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени.
Эразм Роттердамский (1469—1536) — противник философии аристотелевско-схоластического типа с ее логикой, метафизикой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания жизни. Философия возрождения — христианская мудрость в Евангелиях и «Деяниях апостолов». Для того чтобы вернуться к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свобода воли. Христианский гуманизм предварил идеи реформаторства.
Мартин Лютер (1483—1546) — вождь протестантизма, отвергавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу воли. Из-за этого — разрыв и полемика.
Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформации находились Томас Мор (1479—1555) — основатель утопического социализма; теоретики естественного права Ж. Боден (1530—1596), А. Альтрузий (1577— 1638), Г. Гроций (1583—1645), которые разделяли право Божественное и человеческое, вытекающее из природы человека и постигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах.
Государство — может требовать от подданных лишь признания общих религиозных идей. Это — естественная религия, постигаемая естественным разумом без вмешательства откровения.
Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии — Фрэнсис Бэкон (1561—1626), «Новая Атлантида» — познание природы и использование знания как основы социального благополучия. Возрождать — не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктивный метод (от частного к общему), которые способны дать полную и полезную картину мира. Философия в широком смысле — система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история,
воображению — поэзия). Философия в узком смысле — учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъестественном откровении, строится на авторитете; философия — на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явлений указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии.
Мишель Монтень (1533—1592) «Опыты».Религия — общественное установление для организации жизни народа, а не постигаемая разумом истина. Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания, скорее, знания о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе. Знание о незнании — ученое незнание — стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина — процесс. Есть положения с высокой степенью вероятности (человек — не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, самоценность жизни, естественные право и мораль, религию.
Утопия(от греч. «topos» — «место») — место, которого нет; по другой версии — благословенная страна: идеальный общественный строй. Происхождение от книги Т. Мора «Утопия» (1516 г.).
Понятие «утопия» — нарицательное. В узком смысле — для описаний вымышленной страны с образцовым общественным строем; в широком — для нереальных планов социальных преобразований.
В истории утопии — своеобразная форма общественного сознания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных». В античности и в эпоху Возрождения утопия имела форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на земле либо существовавших в прошлом; в XVII—XVIII вв. были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященный проблеме социального идеала и моральных ценностей.
Томас Мор (1478—1535) — английский гуманист, государственный деятель, писатель, основоположник утопического социализма, друг Э. Роттердамского. Наибольшую известность принес Т. Мору его диалог «Утопия» (1516 г.) — описание идеального строя фантастического острова Утопия: впервые в истории было показано общество, где:
1) ликвидированы частная и личная собственность, введено равенство потребления (как в ранних христианских общинах), обобществлены производство и быт;
2) труд — обязанность всех граждан, распределение — по потребности, рабочий день — 6 ч; наиболее тяжелые работы выполняют преступники;
3) политический строй основан на выборности и старшинстве. Семья — ячейка коммунистического быта, организованная не столько на родственных, сколько на производственных началах.
Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления идеала, был противником народных движений как разрушительного начала и анархии.
Написана по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.
Томмазо Кампанелла (1568—1639) — итальянский философ, поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) — в форме рассказа мореплавателя.
Эта утопия — программа всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной общине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд — почетен и равно обязателен для всех, рабочий день — 4 ч: благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание — науке («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию, руководство общиной — в руках учено-жреческой касты. Осуществление программы Т. Кампанелла возлагал на европейских государей и Римского Папу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного по его идеалам католицизма.
Влияние на реформаторов последующих столетий: Т. Мюнцер, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабеф, К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 507;