Л Е К Ц И Я № 40. Философия Нового времени
Эпоха XVII в.: первые буржуазные революции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании. Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека — предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество — Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже — естественно-научная академия).
В науке — опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения), появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии. Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.
Ведущая наука о движении тел — механика, сыгравшая огромную методологическую роль в формировании философско-миро-воззренческих взглядов XVII в.
Философия связана с социологической не только через естествознание, но и религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или... или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности — деизм, концепция двух истин — божественной и природной. С новой силой начинается полемика в форме эмпиризма и рационализма: чем является основа подлинного знания — разумом или опытом?
То есть, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира.
Выделяют два основных направления: эмпиризм и рационализм.
Эмпиризм— чувственный опыт — единственный источник знаний:
1) идеалистический эмпиризм (Беркин, Юм). Опыт — совокупность ощущений и представлений;
2) величина мира — величина опыта;
3) материалистический эмпиризм (Бэкон, Гоббс). Источник чувственного опыта — внешний мир.
Рационализм— на первом плане — логическое основание науки, разум — источник познания и критерий истинности.
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 489;