Характерные черты.
1. Синкретичность — нерасчлененность важнейших проблем.
2. Космоцентричность — охват всего космоса и мира человека.
3. Пантеистичность: космос — чувственное и умопостигаемое абсолютное божество. Достижения на уровне понятий.
Идеи Платона; эйдос (форма) Аристотеля; лектон (смысл слова) стоиков. Логика общих имен (не законов), этика добродетелей (не долга и ценностей), функциональность — отвечала на вопросы бытия, помогая жить.
Милетская школа VII—V вв. до н. э. — Фалес, Анаксимен, Ана-ксимандр.
Демифологизация античного мировоззрения. Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Из чего все? Первичная субстанция: то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен).
Апейрон— вечное и беспредельное начало (Анаксимандр).
Пифагореизм, VI—V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах — основа сущего, числовые соотношения — источник гармонии космоса, приближение к законам науки.
Элейская (элеаты), VI—V вв. до н. э. — Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие — непрерывное неизменное, присутствующее во всем, исключая множественность вещей и их движение. Главная роль в познании — мышление, не чувство; Гераклит из Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос — мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В космосе — скрытая гармония. Просвещенная монархия.
Атомизм, V в. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все — из сочетаний атомов, неделимых однородных частиц. Все — согласно необходимости. Случайностей нет.
Философия V—IV вв. до н. э. Сократ, Платон, Ксенофонт.
Диалектика— метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель — знание, мудрость. Софисты (мудрецы)— Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины — к прагматическим рецептам поведения человека в обществе.
Платонизм, 428—348 гг. до н. э.Философия объективного идеализма.
Идеи (высшая из них — благо)— вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего изменчивого бытия; вещи — подобие и отражение идей.
Познание (анамнесис)— воспоминание души об идеях, которые она созерцала до соединения с телом.
Любовь к идее (эрос)— побуждение к духовному восхождению. Структура мира: Божественный разум (демиург — мастер), мировые душа и тело.
Идеальное государство— иерархия трех сословий: правители-мудрецы; воины и чиновники; крестьяне и ремесленники (как три части души: разумная, аффективная и вожделеющая).
Аристотель (основатель Ликея — перипатетической школы) 384—322 гг. до н. э.
Платон — учитель, А. Македонский — ученик. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор в лексиконе философии и в стиле научного мышления.
Метафизика содержит основные принципы бытия: мир— совокупность субстанций, сочетание материи и формы, эйдоса; вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель. Энтелехия —возможность и осуществление, форма и материя, действующая причина
и цель. Внутренне движущие силы вещей — идеи (формы, эйдо-сы). Источник движения и изменчивого бытия — вечный и неподвижный ум (нус) — перводвигатель.
Ступени природы:неорганический мир — растение — животное — человек. Ум выделяет человека. Этика: главное — умеренность (метриопатия), разумное поведение. Человек — существо общественное. Идеальные формы государства — монархия, аристократия, умеренная демократия (политика). Наихудшие — тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства — подражание (мимесис); цель трагедии — очищение духа (катарсис).
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 497;