Вопрос I. Периодизация и основные черты.
1) Общее понятие и периодизация древнегреческой
философии.
а) Древнегреческойназывается философия(учения,
школы), выработанная греческими философами,
проживавшими на территории современной Греции, а также
в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-
государствах) Малой Азии, Средиземноморья,
Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах
Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия
Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с
древнегреческой, либо объединяется с ней под общим
названием «античная философия»,)
б) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии
прошла четыре основных этапа:
- демократический - VII - V вв. до н.э.;
- классический(сократический) - середина V - конец IV вв. до н.э.;
- эллинистический- конец-IV - II вв. до н.э.;
- римский -1 в. до н э. - V в. н. э.
2) Краткая характеристика этапов (периодов)
древнегреческой философии.
а) Досократический период- деятельность так называемых философов- «досократиков»:
милетской школы- «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);
- ГераклитаЭфесского;
- элейской школы; атомистов(Демокрита, Левкиппа);
- некоторых иных философов.
б) Основные проблемы, которыми занимались
«досократики»: объяснениеявлений природы, сущности
Космоса, окружающего мира, поискипервоначала всего
сущего. Метод философствования - декларирование
собственных взглядов, превращение их в догму.
в) Классический (сократический) период -время расцвета
древнегреческой философии (совпавшее с расцветом
древнегреческого полиса), К данному этану относятся:
- философско-просветительская деятельность софистов;
- философия Сократа;
- зарождение «сократических» школ;
- философия Платона;
- философия Аристотеля.
2) Гносеологические аспекты:
а) Философы сократического (классического) периодатакже
пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако
сделали это глубже «досократиков»:
- меньшеуделяли внимания поиску первоначала; допускали
участие богов и идей в создании природы и Космоса;
- выдвинулиидеалистическую версию происхождения сущего
(Платон - автор учения о «чистых идеях», предшествующих
реальному миру и воплощением kорых стал реальный мир);
- положили началоспору между материализмом и идеализмом;
проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
- перешлиот декларативно-догматического метода
философствования к диалогическо-доказательственному;
- внесли вкладв развитие логики;
- велипрактическую философско-просветительскую
деятельность (софисты и Сократ).
б) Для эллинистического периода(периода кризиса полиса и
образования крупных государств в Азии и Африке под властью
греков и во главе с соратниками Александра Македонского и
их потомками) характерно:
распространение антиобщественной философии киников;
зарождение стоического направления философии;
деятельность «сократических» философских школ: Академии Платона, Ликея, Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.;
философия Эпикура и пр. в) Отличительные чертыэллинистической философии: кризис античных моральных и философских ценностей; снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
поиск физической и духовной опоры в самом себе; стремление к отрешению от действительности; преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур);
признание высшим благом - счастья и удовольствия отельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). 4) Наиболее известными философами римского периода являлись:
Сенека;Марк Аврелий(император Рима в 161 - 180 гг.); Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Для философии римского периодабыло характерно:
- взаимовлияние древнегреческой и древнеримской
философии(древнегреческая философия развивалась в рамках
римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в
то время как древнеримская философия вырастала на идеях и
традициях древнегреческой);
- фактическое слияниедревнегреческой и древнеримской
философии в одну - античную философию;
- влияние на античную философиютрадиций и идей философии
покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
- близость философии, философов и государственных
институтов(Сенека воспитывал римского императора Нерона,
Марк Аврелий сам являлся императором);
- небольшое вниманиек проблемам окружающей природы;
- повышенное вниманиек проблемам человека, общества и
государства;
- расцвет эстетики(философии, предметом которой были мысли
и поведение человека);
- расцвет стоической философии,сторонники которой видели
высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии
личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии, то
есть невозмутимости);
- преобладание идеализма над материализмом;
- более частое объяснениеявлений окружающего мира волей богов;
- повышенное вниманиек проблеме смерти и загробной жизни;
- рост влиянияна философию идей христианства и
раннехристианских ересей;
- постепенное слияниеантичной и христианской философии, их
превращение в средневековую теологическую философию.
5) Особенности древнегреческой (античной) философии:
а) материальной основойрасцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров);
6) древнегреческая философиябыла оторвана от процесса материального производства, а.философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
в) стержневая идея- космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
г) на поздних этапах- смешение космоцентрюма и антропоцентризма
(в основе которого были проблемы человека);
Дата добавления: 2015-08-20; просмотров: 1558;