Постмодернизм в философии и культуре
Постмодернизм часто определяется через отрицание того, что было свойственно предшествующей эпохе модернизма83. В концептуальном плане постмодернизму присуще отрицание Просвещенческого проекта как такового84. Под вопрос ставятся претензии на неограниченные возможности рациональности, стремление к познанию истины, к получению объективных знаний об обществе. Отсюда вытекает и неприятие универсальных, системных проектов мироустройства, являвшихся продуктом модернистского мышления.
Для философии постмодернизма характерен отказ, от попыток понять, какими факторами детерминируется наличная реальность. В этом также проявляются его отличия от концепций, определяемых как модернистские. В марксизме, например, приоритет в объяснении отдают структурам материального производства; фрейдизм связывает поведение людей с латентными особенностями человеческой психики; в структурной лингвистике акцент делается на том, что наше мышление как таковое структурировано культурой и языком.
Приведенные подходы объединяет такая общая черта, как "децентрация субъекта", т.е. вынесение за скобки вопроса об автономии индивида, соотнесение его действий с некоторой "на-
82 См.: Harvey D The Condition of Postmodernity. Oxford: Basil Blackwell. 1989; Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press. 1990.
83 Подробнее см. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М. 1998; Джеймисон Ф. Постмодернизм, или логика культуры позднего капитализма. Философия эпохи постмодерна. Минск. 1996.
84 Просвещение представляет собой философское и социальное движение XVIII в., в рамках которого были выдвинуты идеи свободы мысли и выражения, критики религии, ценности разума и науки, приверженности социальному прогрессу.
Массовая коммуникация в координатах постмодерного мира
дындивидуальной логикой". В противоположность этому постмодернизм настаивает на "смерти субъекта", на принципиальной невозможности познания скрытой реальности. Последнее связывается с тем, что сейчас мы живем в мире без глубины, в мире "видимости". В этой связи особенно важен акцент постмодернизма на возрастающей роли в современной жизни образа, имиджа и, соответственно, средств массовой коммуникации. В целом мир постмодернизма предстает миром хаоса, иерархически неупорядоченных фрагментов лишенным причинно-следственных связей и ценностных ориентиров.
Приведенные выше особенности нашли свое отражение и в эстетическом стиле постмодернизма85. В ряду важных характеристик этого явления исследователи выделяют: неточность, размытость, тенденцию к двусмысленностям; фрагментацию; иронию и стремление к устранению каких-либо канонов; спонтанность, "карнавализацию", игровое отношение к действительности; конструкционизм. Одновременно настаивают на отказе от жесткого деления высокой культуры и культуры массовой, делая акцент на том, что существуют лишь разные культуры как таковые. При этом утверждается всеобщая терпимость, минимальные ценности, как можно менее четкие и определенные.
Важная особенность эстетики постмодерна состоит в отказе от соотнесения текстов с реальностью. Ситуация выглядит так, как будто перед реальностью устанавливается некоторое "зеркало", которое фиксирует ее множественность. Все принимаемое за действительность является, таким образом, лишь некоторыми представлениями об этой действительности. Большое значение при этом имеет точка зрения самого наблюдателя, смена которой, в свою очередь, ведет к качественному изменению самого представления.
Постмодернизм отличается своим видением коммуникации и языка. Модернизму, как известно, свойственно достаточно
85 Подробнее см.: Маньковская М. Эстетика постмодернизма. М. 2000; Силичев Д.А.Постмодернизм: экономика, политика, культура. М. 1998; Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М. 1999.
102 Массовая коммуникация в ракурсе социологической теории
жесткое разделение между тем, что было сказано (означаемым, "посланием", "сообщением") и тем, как было сказано (означающим, "средством", "каналом"). В постмодернизме подобного не предполагается. Объектом внимания здесь оказывается аллегорически насыщенный текст. При этом один текст прочитывается через другой текст, что позволяет привлечь внимание к новым, скрытым ранее смыслам.
Для постмодернистской культуры в целом характерно усиление роли в ней посредников. Достигается это, среди прочего, за счет широкого использования техники коллажа, предполагающего перенос материала из одного контекста в другой с последующим распределением заимствованных элементов по новым местам. Тем самым открываются новые возможности для обозначения, создания новых произведений из уже существующих объектов. В современных условиях роль сходную с коллажной во все возрастающем объеме начинают играть средства массовой коммуникации86.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 865;