Формирование базовой культуры личности

В педагогических исследованиях выделяют понятие «базовая культура личности» - реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения.

Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. П.И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

1) к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);

2) к жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);

3) к обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное «Я» и общество; патриотическое воспитание);

4) к труду (научение трудовым навыкам).

В традиционной педагогике различают несколько подходов к воспитательной деятельности по формированию базовой культуры личности. Большинство ученых выделяют следующие направления воспитательной деятельности (Б. Лихачев, В.А. Сластенин, И.П. Подласый и др.):

- формирование научного мировоззрения;

- гражданское воспитание;

- трудовое воспитание;

- нравственное воспитание;

- эстетическое воспитание;

- физическое воспитание.

Рассмотрим содержание некоторых ведущих направлений воспитательной работы.

Формирование научного мировоззрения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире. Эти знания и представления относятся не только к настоящему, но и к прошлому, и к ожидаемому будущему. Они служат основой духовного мира людей. В мировоззрение входит и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке и религии.

Мировоззрение связано с убеждениями. Мировоззренческие взгляды складываются в результате длительной, сложной интеллектуальной работы человека. Такие взгляды становятся фундаментом его духовной культуры, сущностью его «Я», определяют жизненные позиции.

Мировоззрение может формироваться стихийно, на основе обыденного опыта или в результате взаимодействия различных мировоззренческих установок, либо осознанно, посредством теоретической разработки фундаментальных идей, идеалов, принципов.

В мировоззрении человека всегда проявляются черты соответствующего времени. Современные представления о мире сложились целиком на основании достижений науки XX в. (Биология выявила молекулярные основы процессов жизнедеятельности, проникла в тайны передачи наследственной информации, искусно соединила идеи эволюции и генетики в синтетическую теорию, которая помогла понять единство всего живого. Космология раскрыла единство и целостность космоса. Синергетика продемонстрировала, что процессы самоорганизации могут происходить не только в мире живого, но и в неживой природе и т.д.)

Именно для нашего времени характерно всеобщее признание ценностей демократии и прав человека, его экономические и политические свободы, свобода совести и мировоззрения. Возрастающую ценность приобретает и образование. С ним связывают перспективы развития общества, все в большей степени его учитывают при разработке стратегических социальных программ.

Главная задача формирования научного мировоззрения - дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире.

Гражданское воспитание. Теория гражданского воспитания разработана немецким педагогом Г. Кершенштейнером. Проблемы гражданского воспитания освещали Платон, Аристотель, Ж.Ж. Руссо и др. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена и др. Идея народности в воспитании сформулирована К.Д. Ушинским. Она основана на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитании гражданина.

В.А. Сухомлинский рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Компонентами гражданского воспитания являются патриотическое, правовое, нравственное воспитание, обеспечивающие формирование чувства собственного достоинства, внутренней свободы личности, дисциплинированности, уважения и доверия к другим гражданам и государственной власти, способности выполнять возложенные обязанности, гармонично сочетать патриотические, национальные и Интернациональные чувства.

Цель гражданского воспитания - формирование в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.

Формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самому себе - одно из основных направлений гражданского воспитания.

Содержание деятельности по гражданскому воспитанию включает изучение конституционных и правовых норм поведения; воспитание в Духе мира и ненасилия; формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, выражающей интересы общества и личности; культуры межнационального общения, правовых отношений; системы знаний и представлений о достижениях нашей страны; опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовать себя в обществе.

Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для психологического настроя на восприятие идей гражданственности; признание взаимных обязанностей граждан друг перед другом; умение жить вместе; осознание необходимости умеренности в своих требованиях, поведении, поступках, действиях, желаниях с учетом интересов других; самоконтроль как условие гражданского общения для сохранения мира, взаимопонимания, терпимости и порядка в обществе.

Патриотическое воспитание. Его цель состоит в том, чтобы привить любовь к своей Родине, верно ей служить и защищать ее, сформировать бережное отношение к истории отечества, культурному наследию, обычаям и традициям своего народа и других стран.

Содержание деятельности по патриотическому воспитанию включает изучение Государственных символов Российской Федерации (Герба, Флага, Гимна), символики других стран; расширение круга знаний, позволяющих осознать и переосмыслить различные стороны патриотизма (как любви к своему Отечеству) и интернационализма (как сформированного дружественного отношения к другим людям, странам и государствам). К патриотическому воспитанию также относится изучение природы родного края, его исторического прошлого; освоение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру других стран, традиции и обычаи их народов; изучение фактического материала о воинской доблести и славе народов нашей страны.

Правовое воспитание. Цель правового воспитания заключается в формировании правовой культуры и правового поведения, понимания требований правовых норм. Система правового воспитания определяется характером и политикой государства. Его часто рассматривают в рамках гражданского воспитания. Между ними много общего, но правовое воспитание ориентировано на осознанное восприятие законов, правовых норм и обязанностей.

Правовая норма - идеальная модель должного поведения человека в обществе. Взаимодействие права и воспитанника осуществляется в основном опосредованно, через родителей и взрослых, участвующих в воспитании. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона: его особый статус закреплен во Всеобщей декларации прав человека (1948) и Конвенции о правах ребенка (1989). В условиях семейного и школьного воспитания дети усваивают привычки правомерного поведения, основные знания о нравственных и правовых нормах, первичные навыки социальной деятельности.

В России вопросам правового воспитания уделяли внимание в своих трудах П.Ф. Каптерев («Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей», 1908), К.Н. Корнилов («Конституция республики учащихся», 1917), Н.Н. Иорданский («Нравственно-правовые представления и самоуправление у детей», 1925) и др., вопросы правосознания рассматривались П.П. Блонским, А.С. Макаренко. В 1970 г. Д.С. Яковлева предложила особую модель правового воспитания (приучение к строгому соблюдению основных прав и обязанностей граждан не по принуждению, а по убеждению; воспитание чувства хозяина страны и другие составляющие), которая испытывала сопротивление среды и не могла быть реализована.

Задачи патриотического воспитания требуют изменения подходов к его содержанию на основе признания Конвенции о правах ребенка и разработки практических методик.

Целесообразно организованная педагогическая деятельность в области правового воспитания, формирующая установки на уважение к закону, интерес к праву, осуществление гражданского долга в правовой сфере, социально полезна, приемлема для воспитанников.

Содержание деятельности по правовому воспитанию включает устранение обстоятельств, способствующих формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания); изучение среды, условий жизни и воспитания учащихся, их времяпрепровождения; коррекцию личностной позиции воспитанника; работу с воспитанниками, уже совершившими преступление.

Нравственное воспитание. Это один из определяющих компонентов воспитательного процесса, предполагающий формирование умений и навыков, дающих возможность поступать с учетом общественных требований и норм поведения.

В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось четыре основных традиции:

-патерналистская (нравственное воспитание как почитание старших);

-религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры);

-просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний);

-коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Различают нравственные и правовые нормы поведения.

Нравственные нормы побуждают человека к определенным поступкам и действиям. Они позволяют сравнительно самостоятельно выбирать порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми, тогда как правовые нормы поведения - это точно определенные нормы поведения, зафиксированные в законе. Нарушение нравственных норм сопровождается общественным осуждением, нарушение правовых норм влечет уголовное наказание, ответственность перед законом.

Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего себе отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом, честного, совестливого, не способного на обман и воровство.

Однако нравственность не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии и является законом самой личности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определенный отрезок времени с помощью конкретных действий. Ее называют целью целей, которая находится в основании самой человеческой деятельности.

Нравственное воспитание включает формирование терпимости, благородства, порядочности, гуманности; взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, заботы о старших и младших, уважительного отношения к представителям противоположного пола; воспитание самодисциплины, способности к самоконтролю, самоуправлению, самопознанию и саморегулиции. Каждый человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведение.

Содержание деятельности по нравственному воспитанию предполагает организацию коллективной учебной и общественно полезной деятельности, где воспитанники поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого; анализ проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости, что помогает глубже понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

Экологическое воспитание. Его цель заключается в формировании у воспитанников ответственного отношения к окружающей среде; системы знаний о природе и гуманном, ответственном отношении к ней как к национальной и общечеловеческой ценности. Экологическое воспитание включает изучение природы конкретного района проживания с целью прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологической обстановки, а также формирование доброты по отношению ко всем субъектам природы через наслаждение окружающей средой (лозунг международной экологической общественности).

Теоретические и прикладные аспекты нравственно-эстетического воспитания средствами природы развивал В.А. Сухомлинский.

Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. На основе данных принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.

Реальное значение в жизни воспитанника имеет способность защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Важная роль здесь принадлежит умениям трех видов. Первый вид связан с соблюдением культуры личного поведения, второй направлен на предотвращение негативных последствий в природном окружении в результате поступков других людей, третий связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

Содержание деятельности по экологическому воспитанию включает изучение природы, которая окружает воспитанников; анализ ее экологического состояния; знакомство с проблемами экологических систем мира, страны, места проживания; изучение поведения человека и его возможное (как положительное, так и негативное) влияние на экологическую обстановку в масштабе конкретного региона и мира в целом.

Эстетическое воспитание. Это процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности.

Оно реализуется и приобретает ценность при самообразовании, саморазвитии личности. Эстетическое воспитание включает направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки.

Цели эстетического воспитания и образования: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; формирование творческих способностей в области художественной, духовной и физической культуры.

Научное осмысление эстетического воспитания проходило сложный путь в различных исторических условиях. Для России наиболее перспективна ориентация (опирающаяся на концепции Ф. Шиллера, С.М. Эйзенштейна, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского и др.), определяющая процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства.

Эстетическое воспитание направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

В современных условиях среди приоритетных выделяются такие направления эстетического воспитания, как развитие непрерывного художественного образования, формирование музыкальной культуры воспитанников, театральное воспитание и образование, развитие литературных способностей и т.д.

Среди средств эстетического воспитания главное место занимает искусство как наиболее универсальное, концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию всех эстетических сторон действительности, природы, труда, сознания, игры, отношений людей и самого человека. Обращение к искусству как средству эстетического воспитания требует сохранения его целостного воздействия на воспитанников, установки на его восприятие, раскрытия специфики авторского видения мира в произведениях искусства, характера творческой индивидуальности.

Особое условие и средство эстетического воспитания, модель межличностного контакта представляет эстетическое общение. Тактичная передача воспитателем его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников.

Показателем результативности эстетического воспитания выступает уровень развития эстетического сознания воспитанников, их творческое отношение ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.

Содержание деятельности по эстетическому воспитанию включает проведение экскурсий в музеи, выставочные залы, бесед и конференций по произведениям художественной литературы; встреч за круглым столом; коллекционирование записей лучших исполнителей (солистов, хоровых и оркестровых коллективов); создание уголка живой природы и др.

Физическое воспитание - педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов, знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель физического воспитания - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление здоровья.

Основные средства физического воспитания - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечной энергии, воздушной и водной среды и т.п.), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.д.). Физические упражнения разносторонне воздействуют на развитие физических способностей. Познание закономерностей их влияния на организм и методика выполнения дают возможность использовать физическую культуру для достижения целей физического воспитания.

Осуществляется такое воспитание по трем основным направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка.

На развитие теории физического воспитания большое влияние оказали идеи Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. В России научные основы физического воспитания были разработаны Н.И. Пироговым и И.М. Сеченовым. Основоположником научной системы физического воспитания считают П.Ф. Лесгафта, который ввел понятие «физическое образование».

Содержание деятельности по физическому воспитанию включает утреннюю гимнастику, пребывание на свежем воздухе, вечерние прогулки, дни здоровья, занятия в различных спортивных секциях, туристические походы и пр.

Трудовое воспитание. Его целью является формирование системы научных знаний о современной технике, технологии и организации производства, общетрудовых умений и навыков, ответственного отношения и психологической готовности к труду, желания трудиться, уважения к тем, кто работает.

Содержательную основу трудового воспитания составляют учебный труд (умственный и физический), труд по самообслуживанию (в школе и дома), общественно полезный (трудовая практика во время каникул, работа в строительных отрядах, лесничествах, тимуровское движение) и производительный труд (создание материальных ценностей).

Семейное воспитание- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровое детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания;

Констатируя, что прежняя политика государства была неправильной по отношению к семье, нельзя делать вывод, что в связи с этим семья не несет ответственности за упущения в воспитании детей. Изменение взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требует времени и определенных условий. Чтобы в сознании людей она вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, с воспитания детей, ибо дети - это будущие родители.

В зависимости от количества детей семьи делятся на многодетные, малодетные, однодетные и бездетные. По своему составу они могут быть однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные, в которых совместно проживают дети, их родители и родители родителей. Если в семье есть только один из родителей (мама или папа), семья называется неполной. Разновидностью неполной является внебрачная семья, где женщина рожает ребенка, не зарегистрировав брак. Отмечено, что более половины женщин, решившихся на рождение ребенка при незарегистрированном браке, сами рождены и выросли в условиях незаключенного официального брака.

Существуют определенные проблемы воспитания в молодых семьях следующие.

Во-первых, негативно на воспитание детей влияет инфантильность- сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту - диагноз современного общества.

Во-вторых, в молодых семьях имеются возможности отделиться от своих родителей, от старшего поколения. Казалось бы, в этом определенное благо. Но жизнь в отрыве от старшего поколения лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старших в вопросах воспитания детей. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же время страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.

В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки». Народная педагогика учила высокой нравственности через пословицы и поговорки, сказки и былины, басни и побасенки.

В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или чья это дочь, которые нарушают правила поведения, совершают асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе, где живут горожане "в первом поколении", выходцы из деревни, но порвавшие родные корни с деревенскими традициями и не усвоившие еще городского образа жизни.

В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности: низкая заработная плата и несвоевременная ее выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, что не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания.

Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно, чтобы констатировать неблагополучие в постановке семейного воспитания во многих современных семьях. Поэтому школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье, в педагогическом просвещении родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений.

Экономическое воспитание направлено на приобретение воспитанниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ.

Основная цель экономического воспитания - формирование личности, способной ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразно.

Эта цель достигается путем решения комплекса задач: формирования у воспитанников потребностей в экономических знаниях и экономической деятельности; усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов; развития предприимчивости, ответственности, самостоятельности; приобретения навыков, необходимых для предпринимательской деятельности; формирования психологической готовности к возможным трудностям.

На необходимость экономического воспитания и образования указывали К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Многие авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и др.) связывали экономическое воспитание с политехническим образованием.

Содержание экономического воспитания предполагает использование различных предметов для освоения учащимися экономических знаний; изучение специальных курсов по началам экономики, как в учебное, так и во внеучебное время («бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д.); профессиональное обучение. Формы и методы экономического воспитания направлены на выработку потребностей и умений самостоятельно приобретать экономические знания и использовать их в нестандартных ситуациях.

Профессиональная ориентация - информационная и организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государства, общества и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда. Это обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников проводились педагогами и психологами (Е.А. Климовым, П.П. Костенковым, А.Д. Сазоновым, В.Ф. Сахаровым, С.Н. Чистяковой, Л.П. Крившенко и др.).

Система профессиональной ориентации включает в себя профессиональные:

• просвещение - сообщение воспитанникам определенных знаний о социально-экономических, психофизиологических особенностях тех или иных профессий;

• диагностику - изучение особенностей высшей нервной деятельности человека, состояния его здоровья, интересов и мотивов, ценностных ориентации, установки в выборе профессии;

• консультацию - установление соответствия между требованиями, предъявляемыми к профессии, и индивидуально-психологическими особенностями конкретной личности;

• отбор - осуществляют учреждения, принимающие человека на работу;

• адаптацию - процесс вхождения человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, особенностям специальности.








Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1489;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.023 сек.