Новая, информационная картина мира
По мере развития и углубления познания обнаруживается необходимость постижения системно-динамического характера складывающейся картины мира. Материалистическая диалектика, теория отражения, современный уровень естественно-научных знаний служат теоретико-методологической предпосылкой для построения логически стройной единой развивающейся картины мира на базе информации.
Статистическая теория информации и кибернетика существенно расширили понятие информации: информация стала объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия. Применение теории информации в науках о неживой природе привело к пересмотру представления об информации как о свойстве только кибернетических систем. Это свойство оказалось присущим не только общественным, живым и техническим системам, но и вообще всем материальным системам, в том числе и объектам неживой природы.
Информация, как и материя, существовала и существует всегда* . Она неотъемлемый атрибут материи и движения. Памятуя, что движение - способ существования материи, можно утверждать, что информация реализует этот способ, являя собой меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы.
В предыдущих подразделах была показана определяющая роль отражения и информации в процессах самоорганизации, возникновении флоры и фауны, созидания ноосферы. Эволюция материи происходит на основе отражательных процессов и благодаря информации, образующей замкнутые контуры саморегулирования и саморазвития. Развитие молекулярной генетики выявило всеобщность принципов записи генетической информации в молекулах ДНК при историческом развитии органического мира.
Никакая социальная жизнь невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса, а также в качестве узлового пункта познания, выявляя всеобщие и конкретные, многогранные связи с действительностью как отражение этой действительности. Существуя независимо от познающего субъекта, информация проявляется в процессе познания.
"По своему онтологическому статусу, - говорит Б.В. Бирюков, - информация не отличается от пространства, времени, энергии, массы и т.п." [35]. В то же время понятие информации существенно шире, многоаспектнее каждой из этих философских категорий. Будучи наиболее связанной с категорией отражения, она является объективной естественно-научной характеристикой всех материальных объектов и их взаимодействий на всех уровнях организации материи. В частности, именно информация лежит в основе процессов саморегулирования и управления в живой природе и в человеческом обществе.
Сказанное выше позволяет взять за основу построения развивающейся естественно-научной картины мира такую философскую категорию, как информация, для интеграции различных научных концепций в единую картину мира.
Качественное своеобразие процессов отражения на разных уровнях организации материи зависит от качества (вида) соответствующей информации. Поэтому, принимая за основу классификацию, предложенную В.А. Полушкиным [36], а также учитывая работы других авторов и соблюдая принцип историзма, представим виды информации в хронологическом порядке и информационные структуры в их историческом развитии (рис. 41).
Рис. 41. Информационная картина мира. Генезис и взаимосвязь видов информации и информационных структур
Соответственно трем. основным видам оперативной информации - элементарной, биологической и социальной (см. рис. 41) - мы различаем три крупных класса информационных структур:
- естественно возникшие - информационные структуры неорганической природы;
- естественно возникшие информационные структуры органической природы;
- искусственные информационные структуры, созданные целенаправленной деятельностью человека (так называемая вторая природа, или ноосфера).
На рис. 41 показано возникновение таких явлений, как обратная связь, саморегуляция, управление и т.п., а также отмечено (стрелками) направление восходящего развития уровней материй. Информационная картина мира непременно включает в себя и Человека, место которого - на "границе" между естественной и искусственной природой. Он олицетворяет собой начало интенсификации информационных процессов и ускорения научно-технического и общественного развития.
Человек является высшим творением природы. Выдающийся шведский естествоиспытатель К. Линней, систематизируя растения и животных, поместил человека как бы на вершине пирамиды, дав ему название homo sapiens - человек разумный, подчеркнув разум, как основную особенность этого вида. С тех пор прошло болеет двух столетий. За это время биологические науки накопили много новых данных. Если Линнею было известно 4208 видов животных, то теперь их описано более 1 млн. Значительно усложнилась их классификация, но на первом месте по-прежнему находится человек разумный.
В данной работе из-за недостатка места не приведено подробно описание и обоснование каждого элемента представленной на рис. 41 информационной картины мира. Достаточную для предварительных суждений информацию несет она сама и может послужить основой для дальнейшего обсуждения, улучшения или альтернативных высказываний. Отметим лишь, что информационная картина мира наглядно показывает несостоятельность "локального акта творения".
Идея развития на основе отражения и усложняющегося упорядочения функциональных связей как всеобщего принципа доказывает закономерность и общность происхождения всех живых организмов,) населяющих Землю. Более того, изучение последовательно протекающих процессов саморазвития материи (от ее низших форм высшим) способствует не только правильному видению развивающегося "мира в целом", но и научному обоснованию суждений условиях возникновения и возможности внеземной жизни.
На современном этапе характерной чертой развития дналектико-материалистического воззрения является синтез знаний и переход от локальных идей к объединяющей, "сквозной" идее диалектического развития на базе понятий отражения и информации, охватывающей все ступени развития объективного мира. В то же время в отечественной философской литературе при обсуждении вопроса о содержании и месте категории развития в системе материалистической диалектики высказываются различные точки зрения, начиная с односторонних узколокальных интерпретаций развития, понимания его как частного процесса, частного вида движения, присущего лишь некоторым формам реальности. Дискутируются в основном три взаимоисключающие трактовки развития 1) мирового круговорота материи; 2) необратимых качественных изменений; 3) бесконечного движения от низшего к высшему.
Рассмотрение взаимосвязей и исторической эволюции уровней организации материи позволяет преодолеть многообразие взглядов на сущность развития. Информационная картона мира дает возможность синтезировать отмеченные нами трактовки в целостную диалектическую концепцию развития от низшего к высшему, от простого к сложному. Что касается круговорота материи и необратимых качественных изменений, то это (см. рис. 40) лишь составные част процесса развития.
Некоторые зарубежные философы диалектике противопоставляют детерминизм, пытаясь отрицать принцип отражения, сыгравший большую роль в развитии гносеологии. Наши философы в содружестве с болгарскими многое сделали для дальнейшего развития теории отражения. Важно укупить эту теорию, разработав информационную картину мира. Постановка такой задачи логически обусловлена не только бурным развитием естественных наук, но и "информационной революцией", открывшей путь к качественно новой цивилизации на Земле.
Предложенная нами информационная картина мира является лишь первым приближением к решению этой задачи, но уже позволяет наглядно и целостно представить всеобщие связи и взаимообусловленность явлений в процессе исторического развития. С ее помощью диалектика воспринимается и как процесс восходящего развития форм отражения и видов информации, т.е. как возникновение все более сложных, упорядоченных взаимодействий (саморегуляции, управления), с одной стороны, и исторического накопления разнообразия (появления новых уровней организации информационных структур) - с другой.
Информационная картина мира особенно наглядно подтверждает последовательное развитие всей материи, как преемственное накопление информации, разнообразия. Причем разные формы движения соотносятся друг с другом не только по степени иерархического усложнения, но и по порядку генетического порождения одних форм другими. "Это последовательное движение материи, - писал П.К. Анохин, - коренным образом повлияло на всю эволюцию приспособительных форм живых организмов" [37].
Непрерывно и поступательно развивалась и наука, обогащая человечество материально и нравственно. Взрыв научной мысли в XX в. был подготовлен, как утверждал В.И. Вернадский, всем прошлым биосферы и имел глубочайшие корни в ее строении. Картина Вселенной, основанная на известных физикалистском и масс-энергетическом представлениях, здесь заменяется более общим параметром - уровнем организации. Именно возрастание уровня организации на базе накопления информации, разнообразия свидетельствует о направленности развития от низшего к высшему: мировой процесс самоорганизации имеет явно выраженную "стрелу времени".
Таким образом, информационная картина мира не что иное, как развитие объективного мира, как единый закономерный процесс зарождения и расцвета жизни и разума, необходимо "проходящий" всю последовательность ступеней (форм) материи, включая неорганическую природу, флору, фауну (представленные огромные множеством видов) и, наконец, Человека и человеческое общество.
Информационная картина мира обращена и в будущее, указывая перспективу дальнейшего развития материи через общение с внеземными цивилизациями. Достижения науки и техники XX в. (например, в области ракетно-космической техники, радиосвязи, ЭВМ) являются предпосылкой для реализации такого общения. Оно откроет новые перспективы для дальнейшего познания материи. Благодаря успехам космонавтики научный эксперимент уже вышел в космос, что способствует преодолению естественно-научного геоцентризма и выявлению закономерностей, не тождественных земным. Стала принципиально возможной и преобразующая деятельность людей вне Земли.
Если на Земле жизнь развернула несметное многообразие форм как бы стремясь найти все более совершенные, то логично предположить, что при наличии описанных нами выше условий она дала в масштабах Галактики бесчисленные побеги, стремящиеся вверх, к разуму. Однако мы не имеем сигналов от предполагаемые разумов во Вселенной. В худшем случае, если человечество действительно одиноко в космосе, это неизмеримо повышает, с одной стороны, ответственность человека за сохранение живой природа и условий жизни на Земле, а с другой - значение исторической миссии Человека: перед человечеством встают колоссальные космические задачи - перенести искру жизни, достижения нашей цивилизации на другие небесные тела, оживить и очеловечить весь беспредельный мир.
"Понимание этой задачи может наполнить радостью и гордостью сердца и умы, стать источником вдохновения и оптимизма", -пишет Ю. Мельвиль. Но успешно решить эту задачу сможет только "обобществившееся человечество" [38], освободившееся от бремени бессмысленных затрат на гонку вооружений, от угрозы ядерной катастрофы, способной уничтожить все живое, погасить, быть может единственную искорку жизни во Вселенной.
Сахаров А.Д. глубоко понимал и боролся за сохранение живой природы и условий жизни на Земле. Еще в застойные годы в своем знаменитом Обращении он писал: "Человечество оказалось в XX в. в беспрецедентной ситуации реальной опасности самоуничтожения. Результатом большой термоядерной войны может быть лишь гибель цивилизации, смерть и страдания миллиардов людей, социальная и биологическая деградация оставшихся в живых и их потомков. Не исключена гибель всего живого на поверхности суши.
Не менее грозной является многоликая экологическая опасность - прогрессирующее отравление среды обитания средствами интенсификации сельскохозяйственного производства и отходами химических, энергетических, металлургических производств, транспорта и быта, уничтожение лесов, истощение природных ресурсов, необратимое нарушение равновесия в живой и неживой природе и - как апогей всего - нарушение генофонда человека и других живых существ. Мы, возможно, уже вступили на путь, ведущий к экологической гибели..."
Грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической, причем именно на основе массовой информатизации возможно решение экологических проблем. "Без создания баз данных и знаний экологической информации, - утверждает А.Д. Урсул, - без полного развития экологической гласности нельзя будет перейти к планетарному управлению экоразвитием... Близкая угроза экокатастрофы с особой остротой ставит вопрос об ускорении информатизации общества [39].
Единственным путем кардинального и окончательного устранения термоядерной и экологической гибели человечества А.Д. Сахаров считал "глубокое встречное движение мировых систем капитализма и социализма". Позже он приветствовал нашу перестройку как "часть общемирового процесса конвергенции, жизненно необходимой для социалистических стран и для всего мира" [40].
Новое мышление во внешней политике, идеологический плюрализм вместо конфронтации, окончание холодной войны и сокращение вооружений - это обозначившиеся реальные шаги к новому мировому порядку на путях взаимного сотрудничества и интеграции всех стран - шаги, рождающие надежду на победу разума и объединение человечества ради спасения жизни на Земле.
В этом плане рассмотренная выше информационная картина мира, отражающая ход и результат миллиардов лет эволюции на нашей планете, имеет не только мировоззренческое значение. Она, на наш взгляд, несет большой идеологический и нравственный заряд, призывающий всех людей Земли к сохранению мира и жизни на нашей планете - колыбели Вселенной.
Дата добавления: 2015-07-14; просмотров: 1030;