Посвящен теме испытания любовью.
Главный герой – пошлый, обыденный, подвергается испытанию нечистой силой. Он неспособен смотреть в себя. В сцене, когда Вий является туда, где Хома Брут читает молитвы и у последнего есть заповедь «смотри в себя», но он не может сделать этого, он слишком любопытен, а это не праведное чувство. И вот это неумение смотреть вглубь его и губит его, потому что Хома смотрит на вия и погибает.
Это чрезвычайно важная идея. С точки зрения Гоголя любопытство губительно, и в этом смысле здесь явная аллюзия на повесть об Адаме. Идея испытания любопытством, не только женской красотой, но и вниманием к внешнему миру, здесь одна из важнейших философских проблем.
Кроме того в этой повести, Гоголь соединяет своё великолепное владение фольклором с литературной начитанностью. Это раскрывается в самом названии «Вий». Во-первых, оно соотносится с циклом сказок о ведьмах, где присутствует мотив красавицы-оборотня (в том числе и в «Майской ночи»).
Во-вторых, в поясняющем названием письме Гоголь говорит о «гноме».[69] Однако гном - это немецкая культура, никакого отношения к украинской не имеет. Так, Гоголь соединяет два начала - украинский и немецкий фольклор, который был ему знаком через Гофмана.
И в-третьих, вий - малоросс., старик с бровями и веками до земли; если поднимут его веки, то взгляд его испепеляет людей. Таким образом, Вий, а вернее, веко – это тот самый главный инструмент для взгляда, который губит человека.
Контаминация[70] происходит у Гоголя и в имени главное героя - его зовут Хома Брут. Хома - имя православное и достаточно распространенное. Хома/Фома - имена славянского ряда. Имя Брут имеет латинское начало, восходящее к древнеримской истории, которая интересовала Гоголя. Таким образом, он обыгрывает латинское имя. Но Брут – это убийца Цезаря, а Брут в значении «грубый», «примитивный», «брутальный».
В описанное в повести испытание изображает постепенное падение человека и отпадение от церкви, от религии, от веры. И если Товстогубы жили в золотом веке, то Хома Брут, профессионально связанный с религией, оказывается далёким от принципов веры, слаб в свое вере. И наконец уже совсем поглощены во внешних дрязгах и ссорах обывательской жизни герои последней повести, так называемого железного века.
«Как поссорился Иван Ивановыч с Иваном Никифоровичем»[71]
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 627;