Оценивание интерфейса
Это процесс, в котором оценивается удобство использования интерфейса и степень его соответствия требованиям пользователя. Таким образом, оценивание интерфейса является частью общего процесса тестирования и аттестации систем ПОЛ
В идеале оценивание должно проводиться в соответствии с показателями удобства использования интерфейса, перечисленными в табл. 13.5. Каждый из этих показателей можно оценить численно. Например, изучаемость можно оценить следующим образом: опытный оператор после трехчасового обучения должен уметь использовать 80% функциональных возможностей системы. Однако чаще удобство использования интерфейса оценивается качественно, а не через числовые показатели.
Таблица 13.5. Показатели удобства использования интерфейса
Показатель | Описание |
Изучаемость | Количество времени обучения, необходимое для начала продуктивной работы с системой |
Скорость работы | Скорость реакции системы на действия пользователя |
Устойчивость | Устойчивость системы к ошибкам пользователя |
Восстанавливаемость | Способность системы восстанавливаться после ошибок пользователя |
Адаптируемость | Способность системы "подстраиваться" к разным стилям работы пользователей |
Полное оценивание пользовательского интерфейса может оказаться весьма дорогостоящим, в этот процесс будут вовлечены специалисты по когнитивной психологии и дизайнеры. В процесс оценивания могут входить разработка и выполнение ряда статистических экспериментов с пользователями в специально созданных лабораториях и с необходимым для наблюдения оборудованием. Такое оценивание интерфейса экономически нерентабельно для систем, разрабатываемых в небольших организациях с ограниченными ресурсами.
Существуют более простые и менее дорогостоящие методики оценивания интерфейсов пользователя, позволяющие выявить отдельные дефекты в интерфейсах.
1. Анкеты, в которых пользователь дает оценку интерфейсу.
2. Наблюдения за работой пользователей с последующим обсуждением их способов использования системы при решении конкретных задач.
3. Видеонаблюдения типичного использования системы.
4. Добавление в систему программного кода, который собирал бы информацию о наиболее часто используемых системных сервисах и наиболее распространенных ошибках.
Анкетирование пользователей – относительно дешевый способ оценки интерфейса. Вопросы должны быть точными, а не общими. Не следует использовать вопросы типа "Пожалуйста, прокомментируйте практичность системы", так как ответы, вероятно, будут существенно различаться. Лучше задавать конкретные вопросы, например: "Оцените понятность сообщений об ошибках по шкале от 1 до 5. Оценка 1 означает полностью понятное сообщение, 5 – малопонятное". На такие вопросы легче ответить и более вероятно получить в результате полезную для улучшения интерфейса информацию.
Во время заполнения анкеты пользователи должны обязательно оценить собственный опыт и знания. Такого рода сведения позволят разработчикам зафиксировать, пользователи с каким уровнем знаний имеют проблемы с интерфейсом. Если проект интерфейса уже создан и прошел оценивание в бумажном виде, анкеты можно использовать даже до полной реализации системы.
При наблюдении пользователей за работой оценивается, как они взаимодействуют с системой, какие используют сервисы, какие совершают ошибки и т.п. Вместе с наблюдениями могут проводиться семинары, на которых пользователи рассказывают о своих попытках решить те или иные проблемы и о том, как они понимают систему и как используют ее для достижения целей.
Видеооборудование относительно недорого, поэтому к непосредственному наблюдению можно добавить видеозапись пользовательских семинаров для последующего анализа. Полный анализ видеоматериалов дорогостоящий и требует специально оснащенного комплекта с несколькими камерами, направленными на пользователя и на экран. Однако видеозапись отдельных действий пользователя может оказаться полезной для обнаружения проблем. Чтобы определить, какие именно действия вызывают проблемы у пользователя, следует прибегнуть к другим методам оценивания.
Анализ видеозаписей позволяет разработчику установить, много ли движений руками вынужден совершать пользователь (в некоторых системах пользователю постоянно приходится переходить с клавиатуры на мышь), и обнаружить неестественные движения глаз. Если при работе с интерфейсом требуется часто смещать зрительный фокус, пользователь может совершить больше ошибок и пропустить какие-либо части изображения.
Вставка в программу кода, собирающего статистические данные при использовании системы, улучшает интерфейс несколькими способами. Обнаруживаются наиболее часто используемые операции. Интерфейс изменяется так, чтобы эти операции выбирались более быстро по сравнению с другими. Например, в вертикальном или выпадающем меню наиболее часто используемые команды должны находиться вверху списка. Такой код также позволит обнаружить и изменить команды, способствующие появлению ошибок.
Наконец, в каждой программе должны быть несложные средства, с помощью которых пользователь сможет передавать разработчикам сообщения с "жалобами". Такие средства убеждают пользователей в том, что с их мнением считаются. А разработчики интерфейса и другие специалисты могут получить быструю обратную связь относительно отдельных проблем интерфейса.
Ни один из этих далеко не сложных методов оценки пользовательского интерфейса не является надежным и не гарантирует решения всех проблем интерфейса. Вместе с тем перед выпуском системы эти методы можно применить в группе добровольцев, не затрачивая значительных средств. При этом обнаруживается и исправляется большинство проблем в интерфейсе пользователя.
Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1406;