Минимализм в изобразительном искусстве XX в.
МИНИМАЛИЗМ как течение искусства XX в. имеет множество названий: «серийное искусство», «ABC-искусство», «алфавит-искусство»,
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
«литералистическое искусство», «искусство первичных структур», «холодное искусство». Все они в той или иной степени выражают суть произведений- вещей этого эпатажного течения изобразительного искусства XX в., расцвет которого приходится на конец 1960-х гг.
В рамках минимализма художественное творчество понимается как взаимодействие художника с художественным материалом в виде серии однотипных (или одинаковых) модулей. Художественные произведения- вещи минимализма зачастую предстают как пространственные конфигурации из подобных друг другу модулей.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Карл Андре (род. 1935). «Кости деревьев» (1974).
Дэн Флавин (род. 1933). «Без названия (Посвящается Элен)» (1975).
Дональд Джадд (1928-1994). «Без названия» (1982).
Сол Jle Витт (род. 1928). «Три куба, один из которых сдвинут» (1969).
Роберт Мэнголд (род. 1937). «Серия пополам (Синий)» (1968).
Агнес Мартин (род. 1912). «Без названия № 10» (1989).
Роберт Моррис (род. 1931). «Семь оттенков красного для Джорджии О Киф VI» (1992).
Роберт Райман (род. 1930) «Винзор 6» (1965).
Ричард Серра (род. 1939). «Наклонная арка» (1981).
Франк Стелла (род. 1936). «Джарама II» (1980-е).
6. Художественное течение «концептуализм
КОНЦЕПТУАЛИЗМ или концептуальное искусство (от лат. conceptio - соединение, совокупность, выражение, формулировка идеи) - направление изобразительного искусства 1960-х гг., представившее художника в качестве генератора идей («концепций»), а не про-изводителя готовых произведений- вещей. Основателем концептуализма считается Джозеф Косут. Главная же задача художника-концептуалиста - это документальная фиксация концепта, творческое овеществление которого отнюдь не обязательно.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Джозеф Косут (род. 1945). «С названием... (Искусство как идея как идея)» (1967).
Лоуренс Уэйнер (род. 1940). «Рассыпанные по полу жемчужины» (1994).
Бен Вотье (род. 1935). «Искусство бесполезно, уходи домой» (1971).
Колин Маккахон (1919-1987). «Разве день не двенадцать часов длится» (1970).
Он Кавара (род. 1933). «Тысяча дней миллион лет» (1993).
Эд Руша (род. 1937). «Шум» (1963).
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм» 7. Художественное направление «ленд-арт»
ЛЕНД-APT или «искусство земли» есть форма художественного творчества, активно использующая для производства произведений-вещей элементы первой природы. Возникшее в середине 1960-х гг. как реакция на возрастающую коммерциализацию искусства и традиционное размещение художественных творений в музеях или галереях, «искусство земли» вступило в прямой диалог с окружающей средой и породило несколько специфических типов произведений-вещей.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Энди Голдсуорти (род. 1956). «Линии из кленовых листьев» (1987).
Роберт Смитсон (1938-1973). «Спиральный мол» (1970).
Кристо и Жан-Клод (Кристо Явачев, род. 1935. Жан-Клод де Гюйебон, род. 1935). «Обернутый берег» (1969), «Окруженные острова» (1983).
8. Художественное направление «бедное искусство»
БЕДНОЕ ИСКУССТВО (итал. arte povera - бедное искусство) - это направление изобразительного искусства XX в. сферы «эпатизм», возникшее в 1967 г. в среде итальянских художников в качестве реакции на потребительское отношение к художественным ценностям. «Бедное искусство» имеет много синонимических названий: «невозможное искусство», «хрупкое искусство», «микроэмоциональное искусство», «георомантизм». В самом названии «бедное искусство» зафиксирована установка на отказ от создания произведений изобразительного искусства в качестве «вечных ценностей», предназначенных для музейного хранения в течение столетий.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Алигьеро Боэтти (род. 1940). «Карта мира» (1971)
Янис Кунелис (род. 1936). «Без названия» (1990).
Марио Мерц (род. 1925). «Иглу Фибоначчи» (1972).
9. Акционнизм, хэппининг, перформанс, боди-арт как течения сферы «эпатизм»
АКЦИОННИЗМ (фр., англ. actionnisme, от лат. action - действие, поступок) - течение сферы «эпатизм», получившее распространение в США и Западной Европе в 1960-1980-х гг. Разновидностями акционнизма являются такие течения изобразительного искусства XX в., как хэппининг, перформанс, боди-арт.
ХЭППИНИНГ (от англ. to heppen - происходить, случаться, иметь место) - течение сферы «эпатизм». Чаще всего хэппининг предполагает
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
непосредственное участие зрителей в процессуальное™ создания произведения искусства.
ПЕРФОРМАНС (англ. performans - представление, выступление, игра) - как разновидность акционнизма.
БОДИ-АРТ (англ. body art - искусство тела) - течение в рамках акционнизма 1960-1970-х гг.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Марк Квин (род. 1964). «Я сам» (1991). ЖинаПан ((1939-1990). «Душа» (1974).
Бас Ян Адер (1942-1975). «Не могу сказать, как мне грустно» (1970). Герман Нитш (род. 1938). «Восьмидесятое действие» (1984). Кацуо Ширага (род. 1924). «Вызывающая грязь» (1955). Сабуро Муроками (1925-1996). «Небо» (1956). Крис Барден (род. 1946). «Kunst Kick» (1974).
ТЕМА 46. СЮРРЕАЛИЗМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА XX В.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1328;