Специфические свойства эпатирующих произведений изобразительного искусства
ЭПАТИЗМ есть сфера изобразительного искусства XX столетия, включающая в себя произведения-вещи, обладающие рядом специфически- эпатажных признаков (эпатаж - фр/epatage от' epater - откалывать, бить, рвать). Сфера «эпатизм» кристаллизована из таких областей изобразительного искусства XX столетия, как фовизм, дадаизм, поп-арт, минимализм, концептуализм, ленд-арт, бедное искусство, акционнизм.
2. Особенности художественного течения «фовизм»
ФОВИЗМ. Термин «фовизм» (от фр. fauves - дикий) возник в результате недоброжелательного замечания французского художественного критика Луи Вокселя, обнаружившего на выставке парижского Осеннего салона 1905 г. странные картины, показавшиеся ему les fauves «дикими зверями». Вообще фовизм - это не школа и не система, а процесс и результат временного соглашения о совместной творческой разработке оригинальных живописных приемов между молодыми французскими мастерами, жившими в одно время и погруженными в одну художественную атмосферу.
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
Период существования фовизма был недолгим. В 1905 г., который считается исходной временной вехой данного эпатажного течения, в парижском Осеннем салоне были собраны воедино произведения художников, по большей части даже не знавших друг друга. Выставка, случившаяся в 1906 г., т.е. в пору расцвета фовизма, вызвала настоящий скандал. В 1907 г. в группе художников-фовистов наметился раскол. В 1908 году фовизм как течение сферы «эпатизм» прекратил свое существование.
Можно обозначить ряд художественных традиций, благодаря которым эволюционировало творчество фовистов. В период с 1898 по 1905 гг. молодые французские живописцы находились последовательно сначала под влиянием творческого наследия группы «Наби», затем достижений дивизионистов, а потом картин Поля Сезанна. В период с 1905 по 1907 гг. на творчество художников-фовистов оказали заметное влияние произведения Поля Гогена. Фовисты считали, что распространенные в их время символизм и стиль Модерн лишили живопись ее былой силы, и что им выпала честь своими произведениями возродить эту художественную силу.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954). «Женщина в шляпе» (1905), «Цыганка» (1906).
Морис де Вламинк (1876-1958). «Сады в Шату» (1904), «Поездка за город»» (1905).
Андре Дерен (1880-1954). «Две баржи» (1906), «Отблески на воде» (1906).
Кес ван Донген (1877-1968). «Женщины у балюстрады» (1911),
«Портрет актрисы Лили Дамита» (1925).
3. Художественное направление «дадаизм»
ДАДАИЗМ (фр. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; детский лепет) - течение сферы изобразительного искусства «эпатизм», которое возникло практически одновременно в США и Швейцарии и распространилось в Европе в 1915-1923 гг.
Для творческой практики дадаизма, появившегося на свет в результате Первой мировой войны, характерна переоценка художественных достижений всей предшествующей истории изобразительного искусства.
Художники-дадаисты собственных последовательных программ деятельности не создали, да и не стремились создать, ибо они вообще высказывались против творения каких-либо программ, заявляя, что единственная программа дадаизма - не иметь программ. О целях и задачах дадаизма говорилось лишь, что необходимо противопоставить эпатаж ужасам жизни, высказать неуважение «унизительной современности», доказать право на «собственный фантастический мир». В основе содержания произведений дадаизма нет связи с никакими политическими или социальными проблемами.
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
Еще не имея названия, дадаизм начался в Нью-Йорке с приездом в США в 1915 г. французских художников Марселя Дюшана и Франсиса Пикабиа. Космополитическая атмосфера нью-йоркского авангарда предоставила художникам благодатную почву для их страстного желания ниспровержения основ традиционного искусства.
Эпатажные новшества М. Дюшан и Ф. Пикабиа распространяли через журнал «291», издаваемый группой Штиглица. Мощным представлением нью-йоркского движения дадаизма стала выставка в Большой центральной галерее (1917).
Когда Пикабиа, а затем Дюшан в мае 1921 г. покинули Нью-Йорк, дадаистский период в искусстве США был закончен.
Окончательное оформление европейского дадаизма произошло 5 февраля 1916 г. в швейцарском Цюрихе на улице Шпигельгассе в маленьком артистическом клубе-кабаре, который вначале назывался «Кабаре Вольтера», а после был переименован в «Дада». Именно Цюрих в период Первой мировой войны стал прибежищем для стекавшихся сюда со всей Европы творческих личностей, не пожелавших выступить в качестве «пушечного мяса» в ужасной людской бойне. Среди них были швейцарец Рихард Гюльзенбек, немец Хуго Балль, румыны Тристан Тцара и Марсель Янко, а также эльзасец Ханс Арп. Объединившись, эти молодые ниспровергатели художественных основ организовали клуб, цель которого состояла в том, чтобы «напомнить всем, что существуют независимые люди, которые стоят над войной и живут другими интересами». Именно в клубе «Дада» было провозглашено новое направление искусства под названием «дадаизм» и принято решение издавать свой собственный журнал. Здесь же периодически устраивались дадаистские концерты, выставки, штурмсуаре.
Из Цюриха дадаизм распространился среди деятелей искусства Германии в таких городах, как Берлин, Кёльн и Ганновер, а также во Франции (Париж).
Организатором берлинской группы дадаизма стал Рихард Гюльзенбек, приехавший в Германию в 1917 г. В группу входили художники Георг Грос и Ханна Хох, а также поэты Рауль Хаусман и Франц Юнг. В полный голос берлинская группа дадаизма заявила о себе в 1918 г. С связи с войной и поражением в ней Германии, берлинский дадаизм приобрел политическую направленность. В июне 1918 г. большая выставка в Берлине собрала произведения нескольких ветвей дадаизма, однако вскоре течение здесь распалось.
В Кёльне дадаизм был порожден творческой деятельностью двух художников - Ханса Арпа и Макса Эрнста. Ориентированный в сторону коммунистического движения, кёльнский дадаизм заявил о себе в 1920 г. эпатажно шумной выставкой в кафе «Винтер», которая буквально взбудоражила местную общественность. В результате вмешательства полиции кёльнская группа дадаизма была распущена.
Становление дадаизма в Ганновере, произошедшее в 1918 г., прежде всего, обязано эпатажному творчеству Курта Швиттерса.
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
Главным для парижского движения «дадаизм» стало то, что оно объединило как французских художников, так и выходцев из американской, швейцарской и немецкой групп дадаизма. В Париже дадаизм зародился в 1919 г. с момента приезда во Францию художника Франсиса Пикабиа.
Просуществовав некоторое время как целостность, парижский дадаизм вскоре разделился на два противоборствующих лагеря. Один из них, возглавляемый Тристаном Тцара, остался верен провозглашенным еще в Цюрихе художественным целям. Творческая деятельность представителей другого лагеря, возглавляемого Андре Бретоном, привела к эволюции дадаизма в сюрреализм.
Дадаизм как течение сферы «эпатизм» распался в 1922 г. Важную роль в этом деле сыграл так называемый «Парижский конгресс», организованный А. Бретоном. Вскоре после завершения работы «Конгресса», в соответствии с установившейся во Франции оригинальной традицией, студенты Парижской художественной школы утопили в Сене сделанную ими скульптуру - художественное олицетворение дадаизма.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Марсель Дюшан (1887-1968). «Велосипедное колесо» (1913), «Велосипедное колесо» (1964), «Мона Лиза с усами» (1919).
Курт Швиттерс (1887-1948). «Мерцкартина 21 В» (1920), «Мерцизм» (1925).
Франсис Пикабиа (собст. Франсис Мартинес де Пикабиа, 1879-1953). «Удни, или Танец» (1913), «Catax» (1929).
Ханс (Жан) Арп (1886-1966). «Часы» (1924), «Метаморфоза (Раковина- Лебедь-Равновесие-Ты)» (1935).
4. Поп-арт как направление «эпатизма»
ПОП-АРТ. В середине XX в. в границах изобразительного искусства сферы «эпатизм» возникло такое течение, как «неодадаизм», в составе которого сложились два подтечения: европейский новый реализм и американский поп-арт.
В 1949 г. английский художник Френсис Бэкон при производстве своих произведений стал использовать имитацию фрагментов фотографий, тем самым разработав методику так называемых «коллажей ситуаций». Этот метод подхватила английская группа художников из Института современного искусства, вдохновленная искусством дадаизма начала XX в. и назвавшая себя «новыми реалистами». В 1956 г. они представили вниманию публики выставку под названием «This is tomorrow» («Это завтра»),
В апреле 1960 г. в Милане художественный критик Пьер Рестани опубликовал первый «Манифест нового реализма». В состав группы «новые реалисты» вошли такие английские художники, как Ричард Хамильтон, Эдуардо Паолоцци, Питер Блейк, Дейвид Хокни, Ален Джоунс. Две групповые выставки прошли в ноябре-декабре 1960 г. на фестивале
Лекция 151. Своеобразие произведений изобразительного искусства сферы «эпатизм»
современного искусства в Париже. В произведениях «новых реалистов» постоянно присутствовали элементы городской среды - афиши, пустыри, машины - все то, что П. Рестани назвал «поэзией городской цивилизации».
В 1970 г. в Милане движение «новые реалисты» было торжественно распущено, однако еще задолго до своего роспуска, в 1961 г. произведения «нового реализма» были показаны в США на выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, что привело к потребности производства подобных произведений у ряда американских художников. Автором термина «поп-арт», произошедшего от словосочетания «популярное искусство», считается директор нью-йоркского Музея современного искусства JI. Аллоуэй.
Родителями американского поп-арта стали Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, которые, в свою очередь, своим крестным отцом считали лидера дадаизма Марселя Дюшана, проживавшего в те времена в Америке. Художники создали стройную теорию поп-арта. Р. Раушенберг и Дж. Джонс провозгласили, что ничего не может быть реальнее самих вещей, которым следует лишь придать свойства произведений искусства.
Поп-арт как течение изобразительного искусства США, использовал для создания реди-мейдов образцы массовой потребительской культуры. Популярные комиксы, изделия рекламы и продукты промышленного производства послужили источником производства произведений поп-арта в форме фотомонтажей, коллажей и ассамбляжей. Некоторые представители поп-арта принимали участие в «хеппинингах».
Всего было разработано несколько типов произведений поп-арта:
- печатный
- бутафорский
- вещественный
- фотоколлажный.
Рассмотрение специфики творчества ведущих мастеров и образцовых произведений направления:
Роберт Раушенберг (1925). «Кровать» (1955), «Дорический цирк» (1979).
Джаспер Джонс (1930). «Мишень с четырьмя лицами» (1955), «Три флага» (1958), «Ноль через девятку» (1961).
Энди Уорхол (собств. Эндрю Уорхола, 1928-1987). «Банка томатного супа» (1961), «Пепси-кола» (1962).
Клас Ольденбург (1929). «Белая рубашка с голубым галстуком» (1961), «Спальня» (1963).
Рой Лихтенштейн (1923). «Девушка с лентой в волосах» (1965), «Химия на службе мира» (1970).
Джеймс Розенквист (1933). «Мэрилин Монро 1» (1962), «F-111» (1965).
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1770;