Лекция 139. Постимпрессионизм в живописи конца XIX - начала XX вв.
является искусственность, театральность - здесь нет ни одного элемента живой природы; напротив, использовано все, что скрывает плоть: парик, грим - белила лица, помада губ, черная краска бровей и глаз, перчатки вместо рук, одежда. Отсюда исходит принцип представления тела. Улыбка предстает как маска. Улыбка героини искусственна потому, что грим внутри и по сторонам улыбки не отличается - улыбка нарисована - как в переносном, так и прямом смыслах этого слова. Существование человека определяется мерой красочного слоя, который он на себя одевает, веселье показное, клоунада и масочность составляют смысл бытия, потому как это то, что дает явление фигуре. Героиня материализована настолько, насколько она - актриса, и существует только потому, что она - актриса. При всей неустойчивости фигура и голова, в частности, изображена в состоянии тяги обретения опоры - на перчатки. Перчатки могут расцениваться как символ самой игры, сценического преображения, на которое единственно может опереться человек в этом неустойчивом и преходящем мире.
Лекция 140. Направление «символизм» в живописи K.XIX - н. XX вв.
План лекции
1. Общая характеристика принципов художественного направления «символизм».
2. Специфика творчества П.Пюви де Шаванна.
3. Специфика творчества Г.Моро.
4. Анализ символических знаков в произведениях Э.Мунка.
1. Общая характеристика принципов художественного направления «символизм»
Символизм - направление в европейском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Символисты стремились проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира и его трансцендентную Красоту.
1886 г. - год появления символизма в литературе: выход манифеста Мореаса в журнале Le Figaro Litteraire, в котором были провозглашены принципы этого движения. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк.
____________ Лекция 140. Направление «символизм» в живописи K.XIX - н. XX вв._________________
Символистская поэзия составила основу символизма в изобразительном искусстве.
Символ как просвет в иное, кристаллизация той формы, через которую просвет наиболее ясен, прозрачен, очевиден. Основная задача искусства символизма, по мысли теоретика Мореаса - объективировать субъективное (облечь Идею в конкретную форму). Символический знак в своем значении переходит границы единичного и востребует лишь всеобщее.
В изобразительном искусстве главные представители символизма: Э. Мунк, Г. Моро, П.Пюви де Шаванн, О.Редон, Э.Каррьер.
История символизма во французском искусстве открывается творчеством двух художников, которые формировались еще в 1860-е гг., однако получили всеобщее признание в период 1880-1890-х гг.: Пьер Пюви де Шаванн и Гюстав Моро.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 873;