Специфика творчества П.Пюви де Шаванна

Художественные традиции Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898).

Лионская художественная школа: соединение следующих элементов: доминанта рисунка (в традиции Энгра), мотивы искусства эпохи Кватроченто, мистическая символика. Ведущий представитель этой школы Поль Шенавар начал в конце 1840-х годов работу над росписями парижского Пантеона, темой которых была «моральная история человечества» - основывался на идеях Огюста Конта. Аллегория - доминирующий прием, усложняющий восприятие произведения.

Традиция Предвозрождения и Раннего Возрождения: спокойная монументальность, величие; принципы настенной росписи (фрески): Джотто, Андреа Мантенья.

Античное искусство: Древнегреческая вазопись, рельефы, помпейские росписи.

Живопись Н.Пуссена 1620-1630-х гг.

Характеристика метода произведений П.Пюви де Шаванна.

Композиции монументального типа. Техника фрески была уже забыта и вместо этого - большие панно, писанные на холсте и точно рассчитанные по размерам стены и очертанию проемов. Полотна, вмонтированные в стену, были по традиции аллегоричны; мифологические, библейские и исторические сюжеты с аллегорическим подтекстом.

Аллегоричность. Иносказание. Но главным образом символизм заключается не в аллегорическом содержании, а в организующей активности формы, которая конструирует новый мир, «параллельным природе» (выражение художника).

Живопись как визуализация, символическое явление всеобщих понятий, кристаллизация идей, чувственно-явленная сущность. П. Пюви де Шаванн: «Для всех ясных идей существует пластический эквивалент, но идеи обычно являются нам в туманной и запутанной форме, значит важно, прежде всего высвободить их, держать перед внутренним взором во всей ясности.

____________ Лекция 140. Направление «символизм» в живописи K.XIX - н. XX вв._________________

Произведение рождается из своего рода смутной эмоции, в которой оно пребывает, как организм в зародыше. Эту мысль, которая кроется в эмоции, я постоянно обдумываю, прокручиваю в голове, пока она не прояснится и не предстанет перед моим взором во всей чистоте. Тогда я ищу зрелище, которое станет ее тончайшим переводом... Если хотите, это и есть символизм».

П. Пюви де Шаванн специально оговаривал, что не признает наличие сущности вне произведения, сущность явлена в произведении.

Название не несет содержательной нагрузки. П. Пюви де Шаванн легко переименовывал отдельные аллегорические фигуры, целые композиционные периоды в совершенно иной тематический контекст.

Сюжеты определены вечными занятиями человека: сбор плодов, рыбная ловля, изготовление орудий, строительство жилищ, кормление и воспитание детей.

Предельная типизация особенного. Метод П. Пюви де Шаванна: эскизы с натуры - стилизация и обобщение - обведение плотным контуром - калькирование - распределение эскизов на холсте (определение места фигуры в целом) - холст свернут в рулон и раскрывался по частям. Математическая выверенность. Основные понятия в его суждениях об искусстве: «видение», «порядок», «организация», «логика», «синтез».

Гладкая матовая поверхность, достигаемая техникой пастели по холсту. Имитация фрески. Краска накладывалась тонкими гладкими слоями.

Использование серо-голубых, синих тонов - сумеречная атмосфера, наполненная перламутровыми переливами.

Четкий силуэт, особое значение контура. Линия - главный формообразующий элемент. Пластическая проясненность, статуарность персонажей и всех остальных элементов изображения: статуарность воздушной и морской среды. Очень часто камень становится элементом пейзажа, символически характеризующим персонаж.

Зачастую П. Пюви де Шаванн повторял одни и те же позы, группы, сцены в разных произведениях. Т.е. вырабатывался канон, где, как в иконописи, каждая поза становится репрезентантом-символом определенного состояния. Одинаковая четкость передних и фоновых планов. Изображенное пространство лишено световоздушной среды. Доминанта спокойствия. Пюви де Шаванн писал: «Публика ошибается, воображая себе художника существом страстным, с болезненно вибрирующей душой. Напротив, если он уравновешен, значит, наделен божественным даром».

Персонажи пребывают в состоянии бездейственной отрешенности, на грани сознательного бытия и безотчетного повиновения импульсам природы. (Например: «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами» 1884­1889). Плоскостность, множественность (самостоятельность отдельных элементов), графичность - формальные признаки.

Принцип настенных росписей, в которых ничто не нарушает плоскость, нет иллюзорных прорывов. Композиция подчиняется плоскости стены, растягивается по горизонтали.

____________ Лекция 140. Направление «символизм» в живописи K.XIX - н. XX вв._________________

Глубина пространства расчленяется на ряд параллельных планов- кулис. Контуры фигур обобщены, нет деталей.

Многие картины Пюви де Шаванна связаны с тематикой античности: «Игры во славу родины», «Видение античности. Символ формы», «Священная роща, возлюбленная искусствами и музами». Эталон человека, живущего в гармонически слитом целом с природой.

Характерные черты классического искусства сочетаются с принципом нарушения законов этого искусства: движение обрывается в странной незавершенности; четко прочерченные абрисы фигур не совпадают с анатомической правильностью; многие позы сложны, изломаны, остановлены вдруг, окаменелые, превращенные в камень. В гармонию вводится элемент диссонанса. При всей простроенности композиции, мир сохраняет качества хрупкости и неустойчивости.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 2140;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.