Нидерландская живопись рубежа XV-XVI вв. Творчество Иеронима Босха
Шестой этап изобразительного искусства Нидерландов, приходящийся на рубеж XV-XVI вв., репрезентирует творчество великого мастера Иеронима Босха - исключительно образованного человека своей эпохи. Знания современной ему богословской литературы - как ортодоксальной, так и неортодоксальной. Мастер был в курсе достижений современных ему наук, а также был хорошо знаком с алхимией, астрономией, народной медициной. Босх был знатоком народной мудрости - пословиц, поговорок, загадок, притч, легенд, народных песен, представлений народного театра. Поскольку картины свои Босх не датировал, то хронология творчества художника издавна вызывает много споров. На основании стилистического анализа произведений живописца общая схема развития мастера разбивает его искусство на три периода: ранний (1475-1480), зрелый (1480-1510) и поздний (1510-1516).
В целом для творчества художника характерны назидательные картины, визуализирующие людские пороки с целью отвращения человеческих душ от желаний насыщения грехом и предостережения о губительных последствиях дьявольских соблазнов. Триптих «Воз сена» соотносим со зрелым периодом творчества художника. Причина и следствие царящих в мире пороков.
Две наружные створки триптиха вместе образуют картину, которая может быть названа «Блудный сын». В художественном пространстве этого произведения представлен сгорбленный под тяжестью ноши и подогнувший ноги от усталости человек, бредущий по узкой тропинке среди мира, где царят злоба, насилие, грабеж и смерть. Олицетворения злобы, смерти. Многофигурные сцены насилия и грабежа.
В раскрытом виде три створки триптиха образуют живописную композицию, призванную визуализировать причину и следствие царящих в мире пороков.
Левая картина чувственно являет причину злобы людской. Акт грехопадения - самоутверждение. В нижней зоне этой картины изображен ангел, изгоняющий перволюдей из Эдема.
Художественное пространство центральной створки произведения «Воз сена» визуализирует то, что случилось с потомками Адама и Евы после того, как люди, расплодившись, заселили Дольний мир и вирус тщеславного самоутверждения, заложенный в них прародителями, получил всемерное развитие. Главным символом человеческого самоутверждения является изображенный посредине картины огромный стог сена.
Художественное пространство правой картины триптиха представляет Ад, где люди, вновь обретшие пращурный облик злых духов, некогда падших
_________________ Лекция 83. Искусство живописи в Нидерландах XV-XVI вв.____________________
из Горнего в Дольний мир, с вожделением возводят от земли до неба вавилонские башни своего тщеславного самоутверждения.
Особенности представления женщины, расположенной в нижней части художественного пространства центральной створки триптиха. Она представлена с закрытыми глазами и улыбкой на устах моющей попку своему ребенку. Визуализация главнейших заповедей Бога, утверждение закона христианской веры.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 726;