Часов аудиторной работы и 12 часов самостоятельной работы
Лекция 82. Архитектура, скульптура, живопись периода «маньеризма»
Чинквеченто в Италии (1515-1600)
Часов лекционной работы и 6 часов самостоятельной работы.
План лекции
1. Специфика определения термина «маньеризм».
2. Архитектура периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (15151600): архитектура Рима: архитектурное творчество Микеланджело Буонарроти, творчество Джакомо да Виньола; архитектура Венеции: творчество Андреа Палладио; архитектура Генуи: творчество Галеаццио Алесси.
3. Скульптура периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (15151600): скульптурное творчество Микеланджело Буонарроти, творчество Бенвенуто Челлини.
4. Живопись «маньеризма» эпохи Чинквеченто в Италии (1515-1525). Позднее творчество Рафаэля Санти. Творчество Андреа дель Сарто. Творчество пармского художника Корреджо. Творчество Тициано Вечеллио.
5. Живопись «маньеризма» эпохи Чинквеченто в Италии (1520-1540-е гг.). Творчество Россо Фьорентино. Творчество Понтормо. Творчество пармского живописца Пармиджанино. Творчество Аньоло Бронзино.
6. Живопись «маньеризма» эпохи Чинквеченто в Италии (1540-1590-е гг.). Поздний период творчества Тициана (1550). Творчество Якопо Тинторетто. Творчество Паоло Веронезе. Творчество Эль Греко.
7. Анализ образцовых произведений периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600).
1. Специфика определения термина «маньеризм»
Термин «маньеризм» от ит. Manierismo - вычурность, манерничанье; от слова манера (фр. Maniere - приём, способ либо привычка что-то делать, отличительная черта творчества того или иного мастера). Спектр отношения слов «маньеризм» и «манера» к произведениям архитектуры, скульптуры и живописи. Множественность индивидуальных манер, факт освоения и своеобразного личностного истолкования художниками Чинквеченто творческих манер ведущих мастеров высокого Ренессанса в Италии - Браманте, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана. Принято выделять несколько направлений в итальянском искусстве XVI в.:
Лекция 82. Архитектура, скульптура, живопись периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600)
«маньеризм» школы Рафаэля Санти; «маньеризм», вызванный влиянием творческого наследия Леонардо да Винчи; «маньеризм» сторонников художественной манеры Микеланджело Буонарроти.
2. Архитектура периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600): архитектура Рима: архитектурное творчество Микеланджело Буонарроти, творчество Джакомо да Виньола; архитектура Венеции: творчество Андреа Палладио; архитектура Генуи: творчество Галеаццио Алесси
Главным центром среднеитальянского зодчества явился Рим. Здесь работали главные архитекторы «маньеризма» Микеланджело и Виньола. Крупную школу зодчих во главе с Амманати и Вазари дала Флоренция.
Зодчество Чинквеченто отходит от обособленности архитектурного объема. Производятся попытки активного включения отдельного здания или комплекса сооружений в общий городской ансамбль.
Первым в ренессансной архитектуре Италии градостроительным решением крупного столичного центра, выполненного по единому плану, стал комплекс зданий Капитолийской площади, спроектированный в 1538 г. Микеланджело Буонарроти. Изолированность этого старинного района Рима от системы городских магистралей, его размещение на Капитолийском холме рядом с древнеримским форумом зодчий использовал для придания ансамблю торжественной монументальности, создав своеобразную площадь- памятник. Своеобразна планировочная композиция ансамбля. Капитолийская площадь имеет очертания вытянутой по оси трапеции, узкое основание которой оставлено незастроенной и отделено от склона холма балюстрадой, а на противоположной, более широкой стороне находится главное здание ансамбля - увенчанный башней трехэтажный Дворец Сенаторов. На боковых сторонах площади симметрично расположены одинаковые по архитектуре двухэтажные здания - Дворец Консерваторов и Капитолийский музей. Центральную часть ансамбля занимает углубленный краями в мостовую слегка выпуклый овал с замощением особого динамичного рисунка. В средней точке овала установлена античная конная статуя императора Марка Аврелия.
Особенности движения в пространстве архитектурного ансамбля. Динамическая связь открытого пространства площади с объемной структурой архитектурных масс. Лоджии в нижних этажах боковых дворцов позволяют расширить пространство площади и раскрывают перед находящимися в них зрителями множество разнообразных аспектов на окружающие ее сооружения.
На фасадах боковых дворцов Капитолийской площади осуществлен переход от поэтажного членения зданий к принципиально новому композиционно-тектоническому приему - к большому ордеру, контрастное противопоставление массы и пространства.
Разной высоты дворцовые постройки и резкий подъем центральной башни, а также чередование лестниц - главной лестницы, ведущей на холм,
Лекция 82. Архитектура, скульптура, живопись периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600)
двухмаршевой монументальной лестницы центрального здания - Дворца Сенаторов и широких лестниц, помещенных в просветах между зданиями в глубине площади. Пространственные параметры площади невелики (55 х 35 м), уникальность использования крупных пропорций, большого ордера, широкого использования монументальной скульптуры. Скульптурное убранство архитектурного ансамбля: статуи Диоскуров с конями (они фланкируют главный лестничный вход на площадь) и столь же крупные статуи речных божеств у лестницы Дворца Сенаторов.
В римском зодчестве после смерти Микеланджело ведущее положение занял архитектор Джакомо да Виньола (храмовая архитектура).
Ранняя постройка Виньолы - церковь Сант Андреа на виа Фламиния в Риме (1555). Акцент на выразительности общего объемного решения и забота об активной связи постройки с окружающим пространством - ландшафтной и городской средой.
Выработка наиболее характерного типа маньеристского церковного сооружения. Римская иезуитская церковь Иль Джезу (1568-1584) - традиционная для барочных церквей композиция.
Архитектурный облик Венеции. Важное значение городского ансамбля. Максимально эффективное использование ключевых позиций. Творчество Андреа Палладио, строительство Сан Джорджо Маджоре.
Расположение на одном из центральных островов Венеции, начиная с 1565 г., по проекту Палладио был возведен монастырский комплекс с церковью и колокольней. Замыкание венецианской далевой перспективы.
Фасад церкви Сан Джорджо Маджоре трактован как два совмещенных объема. План церкви Сан Джорджо Маджоре имеет форму латинского креста, но весьма укороченного. Купол храма помещен почти посредине продольной оси, отчего получает главенство в общей композиции интерьера.
Архитектура Генуи. Возникновение относится к середине XVI в., когда архитектор Галеаццо Алесси перенес свою деятельность из Рима в Геную. Строительство церкви Чертоза ди Кариньяно в 1564 г.
3. Скульптура периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600): скульптурное творчество Микеланджело Буонарроти, творчество Бенвенуто Челлини
Общая характеристика скульптуры периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600). Скульптурное творчество Микеланджело Буонарроти. Скульптурная композиция Микеланджело «Победа» (1532-1534) представляет борьбу справедливой Добродетели с силой Порока.
Последнее скульптурное творение Микеланджело Буонарроти «Пьета Ронданини» (1552-1564).
Статуя представляет пластическую группу, образованную из фигуры обнаженного Иисуса Христа с поникшими руками и бессильно подогнувшимися ногами и фигуры стоящей за Его спиной на возвышении Мадонны, безуспешно пытающейся удержать выскальзывающее из ее рук
Лекция 82. Архитектура, скульптура, живопись периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600)
усопшее тело Спасителя. Важный элемент композиции пластически натуралистически точное изображение обрубка руки. Демонстрация двух противоположно ориентированных движении.
Модельное представление о творящей руке самого мастера, всю свою жизнь стремившегося при помощи своих созидающих рук постичь божественные Законы Творения.
Творчество Бенвенуто Челлини - произведения от монументальной пластики до медальерного искусства и ювелирных изделий. Мастер был также автором нескольких трактатов и среди других своих теоретических положений выдвинул принцип свободно поставленной статуи, рассчитанной на круговое отношение.
Реализация данного принципа Бенвенуто Челлини в монументальной статуе «Персей» (1545-1554). Символический характер. Размещена на невысоком и очень узком постаменте, изобилие покрывающих его изображений и декоративных форм.
4. Живопись «маньеризма» эпохи Чинквеченто в Италии (1515-1525). Позднее творчество Рафаэля Санти. Творчество Андреа дель Сарто. Творчество пармского художника Корреджо. Творчество Тициано Вечеллио
Первый этап «энтузиазного» Возрождения Чинквеченто приходится на 1515-1525 гг. Живопись «маньеризма» эпохи Чинквеченто в Италии (15151525). Обращение большинства мастеров «Высокого» Ренессанса (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарротти, Тициан, Корреджо, Андреа дель Сарто) к художественным принципам «маньеризма».
Эволюция живописных творений Рафаэля Санти. Сравнительный анализ картины «Обручение Марии» 1504 г. и произведения «Преображение» 1518-1520 гг.
Произведение «Преображение» - итог творческой биографии Рафаэля. Эта картина, над которой мастер работал в последние годы своей жизни, стояла у изголовья его гроба, когда римляне прощались с художником. Демонстрация сцен двух преображений.
Среди живописцев Флоренции, творивших в 1515-1525 гг., лидирующее положение занимал Андреа дель Сарто.
Фреска «Дань Цезарю», исполненная Андреа дель Сарто в 1521 г. по заказу папы Льва X Медичи для Большого зала виллы в Поджо а Кайано. Визуализация осуществления каждым человеком выбора между рвением плоти людской к ревностному исполнению прихотей земного владыки и тягой душ человеческих к Духу Божиему. Представление двух энергетических движений изображенных персонажей от одних и тех же зон картины в разные точки художественного пространства. Древнеримский император выступает в качестве притягательно вожделенной точки для реализации плотских влечений людей. Дух гор на горизонте и высокого неба над ними в пространстве Горнего мира выступает в качестве притягательно вожделенной точки для душевных желаний людей.
Лекция 82. Архитектура, скульптура, живопись периода «маньеризма» Чинквеченто в Италии (1515-1600)
Произведение Андреа дель Сарто «Мадонна на ступенях», созданное мастером в начале 1520-х гг. Композиция произведения имеет облик виртуальной спирали. Представление избранных людей, сохранивших, подобно Иосифу, детскую невинность душевную, имеют возможность освоить божественные предписания, они получают верного поводыря, способствующего организации религиозной встречи.
Творчество пармского живописца Корреджо. В период между 1520 и 1524 гг. в церкви бенедиктинского монастыря Сан Джованни Эванджелиста в Парме мастер выполнил роспись купола «Вознесение души Святого Иоанна».
Предание: Святой Иоанн намного пережил всех своих братьев- апостолов и умер в возрасте более ста лет. В момент смерти ему навстречу вышел Иисус Христос в окружении тех учеников, которые уже отдали свои души Всевышнему и прежде вошли в царствие Божие. Этому моменту трудов и дней Иоанна Богослова посвящена фреска храмового купола.
Художественное пространство произведения представляет парящего в золотом свете неба Иисуса Христа, окруженного множеством юрких путти и одиннадцатью восседающими на облаках обнаженными апостолами, чьи атлетические тела лишь едва прикрыты полосками ткани. Двенадцатый апостол Святой Иоанн изображен отдельно от остальных персонажей возле самого края фрески. Его голова и верхняя часть обнаженного торса различимы лишь со стороны апсиды. Композиция картины «спираль». Концевыми точками ее являются кисти рук Святого Иоанна и кисть руки Иисуса Христа. Некоторые апостолы обращены взорами из художественного пространства купольной фрески вниз к тем людям, которые взглядами и сердцами своими взаимодействуют с данным живописным творением.
Картина «Вознесение Богоматери» («Ассунта»), которую в 1516-1518 гг. создал для алтаря церкви Фрари признанный глава венецианской живописи «высокого» Возрождения Тициано Вечеллио.
Художественное пространство этого огромного (высотой около 7 м) произведения представляет акт воспарения поддерживаемой путти Мадонны, которую патетически провожают стоящие на земле люди и вожделенно встречает парящий в небе Всевышний.
5. Живопись «маньеризма» эпохи Чинквеченто в Италии (1520-1540-е гг.).
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1353;