Наиболее репрезентативные триумфальные арки
а) арка императора Тита (81г.)
Воздвигнутая в самой высокой точке Священной дороги и хорошо обозримая, арка императора Тита монументально оформила торжественное вступление триумфальных процессий на Римский Форум и далее к Капитолийскому холму.
Близкие к квадрату пропорции придали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимавшимся расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет, пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. В арке отмечается легкое преобладание вертикальных членений, что подчеркивает упругость несущих усилий арки - пьедестала под квадригой императора.
В арке композиционный и смысловой центры совпадают. Скульптурный декор, раскрывающий назначение арки, сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика.
Ширина арочного пролета акцентирована узкими глухими окнами по его сторонам. На расстоянии, которое скрывало детали, арка представала в величавой цельности своего внешне простого объема, возносившего статую императора. При приближении становились видны слова посвятительной надписи на аттике, а затем и фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу.
Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенном фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей.
Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим была изображена колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ремой. На левом пилоне находился рельеф, где римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма, - алтарь с трубами и священный семисвечник.
Арка носила и мемориальный характер. В середине ее кессонированного свода было изображение гения обожествленного императора, возносимого орлом Юпитера на небо. Внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом императора Тита, к которой вела лестница в пилоне.
Арка Тита представляет собой пример единства функций, архитектуры и декора.
Лекция 52. Общественные сооружения Древнего Рима: триумфальные арки, амфитеатры (2ч.)
б) арка Септимия Севера (203 г.)
Арка Септимия Севера была воздвигнута в Риме у подножия Капитолия из мрамора и посвящена победам императора в Месопотамии. Ее высота - 23 м. Арку венчали фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам - четыре конные группы.
Особенностью арки Севера является наличие внутренних сквозных проемов в средних пилонах.
Если прежде декорирующие арку колонны обычно примыкали к фасаду, то здесь колонны композитного ордера отделены от стены и размещены перед пилонами на отдельных постаментах.
в) арка императора Константина (315г.)
Триумфальная арка Константина была построена между Колизеем и Палатином в честь победы Константина над Максенцием. Высота трехпролетной арки составила 20,35 м. Декор арки скомпонован из фрагментов, снятых с сооружений конца I - начала II вв., что было характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капейских ворот. Лишь фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению.
Однако, несмотря на "сборность", арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны делят весь фасад на три части. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика.
Для акцентирования центральной части сооружения скульптурный декор сосредоточен по краям фасада. Широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми частями.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1227;