Пантеон (архитектор Аполодор Дамасский; 118-128 гг.)

Пантеон представляет собой новый тип храмовой постройки. Само назначение его предопределило поиски особенно монументального архитектурного образа. В Пантеоне впервые поставлена и решена новая задача — создание монументального храмового сооружения, в образной структуре которого главную роль должно играть обширное внутреннее пространство.

С одной стороны, храм, построенный Аполодором Дамасским был воздвигнут не на пустом месте. Первый Пантеон был построен по заказу Агриппы в конце I в. до н.э. архитектором Валерием Остийским. Он имел круглую в плане форму и был посвящен всем богам (но в первую очередь Марсу и Венере - покровителям рода Юлиев).

__________________________ Лекция 51. Храмы Древнего Рима (4 ч.)____________________________

С другой стороны, большая часть храмов-ротонд эпохи империи посвящались императорскому культу, а вовсе не богам.

Здание состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней с севера прямоугольного портика и переходного элемента между ними, имеющего высоту ротонды и ширину портика. К портику вела равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. Осевую направленность храму придавал прямоугольный вытянутый мощеный двор, окруженный портиками с пропилеями на оси портика и триумфальной аркой в центре двора.

Пантеон был возведен на Марсовом поле, примерно на таком же рас­стоянии от центра города, как и Колизей, и служил ему своеобразным противовесом.

Основу храма составляет гигантская ротонда, которая имеет внутренний диаметр 43,5 м и сферический купол диаметром 43,2 м. Ротонда опирается на кольцевой фундамент шириной 7,3 м и глубиной 4,5 м Стена ротонды бетонная с кирпичной облицовкой. Толщина стены 6,3 м. Большими нишами стена ротонды расчленена на восемь гигантских пилонов. Ниши шириной 8,9 м и глубиной 4,5 м облегчают стену на 1/3 ее объема. Гигантские пилоны разбиты в свою очередь малыми пустотами в форме обратных заделанных ниш на шестнадцать радиальных опор-контрфорсов. Большие ниши перекрыты мощными кирпичными арками двойной кривизны, которые соединяют пилоны между собой и создают непрерывную кольцевую опору для купола. Таким образом, в стене Пантеона нет инертной массы. Она представляет собой многоярусную аркаду.

Снаружи ротонда разделена несколькими горизонтальными выступами: нижний горизонтальный выступ отражает границу между первым и вторым ярусом стены; средний выступ отмечает начало купола, т.е. границу между несущими и несомыми частями конструкции; Третий выступ соответствует переходу от кольцевой стенки вокруг основания купола к семи ступенчатым уступам, загружающим нижнюю часть свода. Поверхность купола покрывала золоченая черепица.

Купол Пантеона, завершающийся круглым окном-опейоном, отлит из горизонтальных слоев бетона, в нижней зоне армированного кирпичными арками. В нижних частях купола наполнителем бетона служила твердая травертиновая крошка, в верхних - крошка туфа и легкой пемзы.

Кессоны купола были отлиты одновременно с ним. Они пятью рядами покрывают внутреннюю поверхность купола на высоту 60° от основания. Гладким оставлено лишь пространство возле круглого окна-опейона, диаметром 8,92 м. Верхние кессоны вдвое меньше нижних.

В целом конструкция Пантеона может быть охарактеризована как купол на аркаде.

Входом в Пантеон служит итало-коринфский портик, имевший 14 м в глубину. Он перекрыт двускатной кровлей на бронзовых стропилах. Кровлю поддерживают 16 колонн диаметром 1,5 м и высотой 14 м. По фасаду стоят Лекция 51. Храмы Древнего Рима (4 ч.)

восемь колонн, остальные расположены по четыре в ряд и делят пространство портика на три части. Этому делению портика отвечает деление фасада прямоугольного выступа, являющегося переходным элементом от портика к ротонде. К портику ведет равная ему по ширине лестница из пяти ступеней. В глубине портика по сторонам входа имеются две большие полукруглые ниши, в одной из которых стояла статуя Августа, а в другой - Агриппы.

Таким образом, от яркого солнечного света обнесенного колоннадой двора посетитель переходил к затененности глубокого портика и к полутьме перехода за ним, а затем, снова к солнцу и простору внутреннего пространства Пантеона.

Внутри здание Пантеона членится четырьмя прямоугольными и тремя полуциркульными нишами. Против средней полуциркульной ниши находится повторяющий ее очертания прорез арки входа.

Нижний ярус стены имеет в высоту 13 м и украшен колоннами и пи­лястрами коринфского ордера. Колонны, поддерживающие антаблемент, прикрывают огромные ниши и тем самым способствуют созданию единого внутреннего пространства Пантеона. Без этих колонн пространство храма казалось бы раздробленным.

Второй ярус представляет собой аттик высотой 8,7 м, расчлененный пилястрами из цветного мрамора. Пояс аттика образует органический переход от стены к сфере. Аттиковый ярус воспринимается как часть купола, подчеркивая лишний раз его роль в интерьере Пантеона. Полусфера купола, доминирующая в интерьере, воспринимается как символическое изображение небесной сферы, о чем прямо писали древние авторы.

Зодчий стремился создать впечатление легкости конструкции пере­крытия, легкости вознесшейся над ним сферы. При этом пилястры верхнего яруса выглядели как опора купола.

Отверстие в куполе заставляло молящегося с особым чувством воспринимать небо и солнечный свет. Льющийся через опейон свет служил настоящим стержнем композиции.

Внутреннее пространство Пантеона с любой точки кажется большим, нежели оно есть на самом деле.

Если греческие и римские храмы, будучи домами божества, доступны были лишь избранным людям, то Пантеон стал вместилищем всех верующих. Оказавшись внутри, участники ритуала чувствовали себя со всех сторон охваченными священным пространством, небесным сферосом (современники отмечали, что Пантеон внутри похож на звездное небо).


Лекция 52. Общественные сооружения Древнего Рима: триумфальные арки, амфитеатры (2ч.)

План лекции

1. Триумфальные арки как тип общественного сооружения Древнего

Рима.

2. Наиболее репрезентативные триумфальные арки:

а) арка императора Тита (81г.);

б) арка Септимия Севера (203 г.);

в) арка императора Константина (315 г.).

3. Амфитеатры как тип общественных сооружений Древнего Рима:

а) амфитеатр в Сутри (конец I в. до н.э.);

б) амфитеатр в Помпеях (70 г. до н.э.).

4. Колизей как репрезентант древнеримских амфитеатров.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1461;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.