Архитектура Древнего Рима времени республики
а) особенности применения ордерных систем
Архитектурный язык римского зодчества во многом сложился под влиянием эллинской культуры. Римские зодчие восприняли от Греции главным образом ордер, разработав свои варианты дорического, ионического и коринфского ордеров. Римский тосканский ордер явился первоначально этрусским вариантом дорического ордера и отличался от него отсутствием триглифного фриза и каннелюр. Часто тосканский ордер характеризуется развитием базы и высокой капителью, в которой гладкая шейка отделяется от фуста астрагалом. Дорический ордер в период республики был близок то к эллинистическому, то к классическому ордеру Греции. В свободно стоящих колоннадах он чаще всего имел очень легкие пропорции (как, например, в храме Геркулеса в Коре). Когда дорический ордер употреблялся как полуколонна в ордерной аркаде, его пропорции бывали довольно тяжелы. Ионический ордер в период республики применялся в двух основных вариантах. Его капитель либо имела две стороны с волютами и две - с баллюстрами, либо все четыре стороны были одинаковы, а волюты вытянуты по диагонали. Второй вариант ионического ордера времени республики явился родоначальником композитного ордера. Коринфский ордер уже во II в. до н.э. стал излюбленным ордером римской архитектуры. Во времена республики он использовался преимущественно в итало-коринфском варианте (как, например, в храме Сибиллы в Тибуре). Его база была сходна с аттической. Для предохранения нижнего вала от скалывания при случайном перекосе колонны база опиралась на блоки подия лишь своей серединой, отвечающей диаметру колонны, оставляя по краю круговой зазор. Акант капители коринфского ордера, в отличие от греческого, более мясист, его листья сильно загнуты, в декоре присутствует натурализм. Волюты сильно выступают из вертикальной плоскости, они велики и массивны. Громадный шестилепестковый цветок прикрывает середину каждой стороны капители от верха акантового венца до верха абаки, так что высота цветка составляет почти половину высоты всей капители.
Общей чертой эволюции ордеров в период республики является постепенная утрата первоначального конструктивного смысла отдельными частями как элементами стоечно-балочной системы. Так, венчающая карниз сима перестает играть роль желоба, а фриз часто вытесывается из одних блоков с архитравом.
____________ Лекция 49. Общая характеристика архитектуры Древнего Рима (2 ч.)________________
Полуколонна и пилястра в период республики сделалась обычным средством расчленения стены. Полуколонны или отвечали колоннам (в перистилях), или продолжали колонны портика (в псевдопериптерах). Иногда полуколонны и пилястры применялись и независимо от портика и становились самостоятельным декоративным средством.
б) композиция
Как в отдельных зданиях, так и в больших ансамблях эпохи республики прослеживается удивительное единство композиционных принципов; строго симметричное относительно центральной оси построение здания, рассчитанного на фронтальное восприятие. Римляне отбирали из греческого наследия только то, что не противоречило их композиционным принципам. Показательно в этом плане создание псевдопериптеров, утративших в Риме круговое обозрение, и получивших замкнутые, доступные лишь с главного фасада формы. Примечательно здесь и изменение ориентации круглых храмов, сама форма которых вызывает стремление к обходу. Римские архитекторы и круглым храмам придали одностороннюю ориентацию. Отсюда и появление апсиды в храме, базилике, нимфее, ибо апсида сильнее выявляла продольную ось здания.
Осевая композиция использовалась римлянами всюду. Даже в столь крупных общественных сооружениях, как форум, она была применена уже во II в. до н.э.
В приложении к жилищу осевая композиция обеспечивала определенный порядок в расположении помещений, обусловленный образом жизни римской семьи.
С другой стороны, осевая композиция не была жесткой схемой. Выражая определенные общие принципы, она в их пределах открывала достаточный простор индивидуальным решениям, учитывающим всю неповторимую конкретность условий строительства и характера участка, требований к постройке, вкусов заказчика и исполнителя.
Не менее важным композиционным принципом было террасное построение отдельных зданий или их групп, естественное в условиях Италии.
При проектировании широко использовалась типизация основных элементов конструкций, кратность их размеров футу и модульность, что позволяло расчленить всю работу на одинаковые несложные операции.
Отличительной особенностью римских зодчих была способность тщательно отбирать, усваивать и перерабатывать в соответствии со своими потребностями и традициями типы зданий, архитектурных форм и композиционных приемов, выработанные другими народами. Основу здесь составили местные латинские особенности и этрусские традиции. Дальнейшее развитие происходило под все возрастающим прессингом культуры покоренных Римом народов. В эпоху республики это были греческая и эллинистическая культуры. У греческой и эллинистической архитектуры были заимствованы и преобразованы: ордерная система, различные типы зданий (храмы, театры), перистиль в общественных
____________ Лекция 49. Общая характеристика архитектуры Древнего Рима (2 ч.)________________
сооружениях (форумы, термы, мацеллумы) и жилищах, мотивы и техника архитектурного декора.
Римских архитекторов отличало особое умение тонко учитывать и максимально использовать все особенности застраиваемого участка земли - его рельеф, ориентацию, инсоляцию, микроклимат, наличие источников воды. Велика была роль пейзажа в римской архитектуре, умение включить архитектурные сооружения в природу.
в) строительные материалы и технологии
Основным строительным материалом был камень. Наиболее распространен - туф серого, желтоватого или коричневого цвета. Очень ценился твердый известняк - травертин, применявшийся крайне экономно. Он использовался в местах наибольшей нагрузки здания или в местах, подвергавшихся выветриванию. Снаружи каменные здания покрывались слоем стука. Из камня возводились культовые, общественные здания и инженерные сооружения. Жилища строились из кирпича-сырца.
Со второго века используется обожженный кирпич разных форм, (из фасонного круглого или пятиугольного кирпича выкладывались даже стволы колонн). В термах применяли пустотелые кирпичные блоки, внутри которых циркулировал горячий воздух.
В конце периода республики в архитектуре стал использоваться белый мрамор (как местный, так и греческий).
С конца III в. до н.э. в римскую архитектуру вторгается римский бетон. Отличие римского бетона от обычного известкового раствора состояло в том, что вместо песка в нем использовались пуццоланы - вулканические пески. Пуццоланы оказались лучшим вяжущим средством в растворе, так как придавали раствору водонепроницаемость, прочность и способствовали быстрому схватыванию раствора. Постепенно бетон превратился в самостоятельный строительный материал, хотя облицовка наружных поверхностей камнем сохранялась. С середины I в. до н.э. используется ретикулат - сетчатая кладка, при которой внешняя поверхность бетонной стены облицовывалась небольшими, тщательно уложенными камнями пирамидальной формы. Плоские основания камней выходили наружу, а остроконечные концы были погружены в бетонное ядро стены. Техника бетона была малоквалифицирована и позволяла широко использовать труд рабов.
Соединение бетонной техники и арочно-сводчатых конструкций дало архитектуре невиданные ранее возможности и позволили сократить срок строительства.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1682;