Стили древнегреческой вазописи

а) геометрический стиль

Геометрический стиль господствовал в искусстве Древней Греции примерно с конца II тыс. до VIII в. до н.э. В IX и особенно в первой половине VIII в. до н.э. геометрический стиль достиг своего апогея.

Стиль получил наименование из-за орнаментов геометрических мотивов, которые покрывали расписные вазы.

Большие сосуды геометрического стиля достигали человеческого роста (1,78 м) в высоту. Среди ваз геометрического стиля излюбленными формами были большие, сильно вытянутые вверх амфоры и кратеры. Нередко встречаются также кувшины, ойнахойи, килики, скифосы геометрического стиля. Все сосуды отличаются четким построением. Отдельные части их (шейка, тулово, ножка, ручки) резко отделяются друг от друга.

Основой композиции геометрического стиля служат более или менее широкие горизонтальные пояса орнамента или черно-лаковые полосы, сплошь покрывающие поверхность вазы. Самые широкие и богато украшен­ные пояса со сложными орнаментальными мотивами или фигурными сценами подчеркивают наиболее выступающие главные части сосуда, (раздутые части тулова, плечи амфор и кратеров). Нередко композиция тулова, шейки или ножки является относительно самостоятельным элементом.

Орнаменты геометрического стиля в основном состоят из прямых линий, пересекающихся под прямыми, иногда острыми углами. Главным мотивом орнамента является меандр - простой и различные виды сложного. Наружные контуры меандра наносились тонкими линиями, а пространство между ними заштриховывалось черточками. Среди прочих орнаментов следует отметить мотив пояска горизонтально расположенных ромбов с точкой в центре каждого, орнамент в виде двойной пилы, шахматный орнамент. Из криволинейных мотивов, употреблявшихся в росписях геометрического стиля, наиболее часто встречаются нанесенные циркулем концентрические круги, четырехлистник, восьмилистники, розетты, пояса спиралей.

Из животных наиболее популярны изображения коней, оленей, козлов, вепрей, быков, львов, змей, рыб, птиц. Фигуры животных изображались в одиночку, попарно и в виде ряда следующих друг за другом.

Изображение человека обычно находится в сложных много фигурных сценах на широких полосах в главных частях тулова сосуда. Люди изоб­ражались держащими под уздцы лошадей, в сценах поединков, кулачного Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

боя, военной пляски или хороводов. Особенно популярны были сцены бега на колесницах на торжественных похоронах и сцены оплакивания покойного. Большинство ваз геометрического стиля было найдено в могилах, многие исследователи считают, что большие вазы геометрического стиля служили надгробными памятниками.

Изображения человеческих фигур на вазах геометрического стиля геометрично и созвучно геометрическим орнаментам. Изображения плоскостны и лишены индивидуальных черт. Передавались лишь главные части тела: голова, туловище, руки и ноги. Голова изображалась в виде круж­ка с клювообразным подбородком, иногда с профилем и огромным глазом, плечи представлялись в виде треугольника, руки - тонких полос. Нижняя половина человеческого тела отделена от верхней сильно стянутой талией. Фигуры заливались лаком и представляли собой черные силуэты.

Различные эмблемы, встречающиеся около фигур животных, а иногда и человека указывают на их символическое и магическое значение. Изоб­ражения коня, всадника, быка представляют солярное начало. Об этом свидетельствуют различные эмблемы солнца или неба возле них (солнце в виде кружка, обрамленного точками, двойной топор, диагонально пересе­ченный прямоугольник, четырехлистник, заключенный в прямоугольник).

Геометрические фигуры могут быть рассмотрены как носители могу­чей магической силы, помогавшей человеку в его борьбе с силами природы.

Позволительно выделить несколько этапов геометрического стиля вазописи:

1. Вазы украшаются одними линейными узорами без фигурных изображений.

2. Появляются вазы, где наряду с орнаментальными мотивами встре­чаются отдельные фигуры животных на полях под ручками, в прямоуголь­ных рамах, а также ряды животных на фризах, опоясывающих сосуд.

3. Появляются вазы, отличающиеся наличием не только орнамента и изображением животных, но и сложных фигурных композиций.

Однако начало нового этапа вазописи не означало, что вазы с росписями предыдущего этапа переставали создаваться. Новые приемы не отменяли старых. К VIII в. до н.э. сосуществовали все три типа ваз и росписей.

б) ковровый стиль

В конце VIII - начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться новый, так называемый, ковровый стиль. Он был навеян, с одной стороны, искусством Передней Азии и Египта, а с другой стороны, в создании стиля участвовали ионяне, эоляне и доряне. Вполне развитый ковровый стиль существовал с VII до первых десятилетий VI вв. до н.э.

Формы сосудов коврового стиля отличались от форм ваз геометри­ческого стиля. Вытянутые пропорции и жесткие очертания сменяются приземистыми, сильно раздутыми, округлыми формами. Наиболее Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

распространенные и характерные формы: кратеры, амфоры, ойнахойи, килики, блюда.

Вазы расписываются теперь не только лаком, но и красками (белой и пурпурной). Применяются и процарапанные линии.

Росписи больших ваз обычно состоят из горизонтальных полос, но число полос сокращается. На небольших сосудах вообще иногда вся боковая поверхность тулова занята одним сюжетом или одним орнаментальным мотивом.

Геометрические узоры (меандр, зубчатый орнамент, зигзаги, пояса) уступают место различным сильно стилизованным растительным мотивам (розетты, пальметты, цветы, бутоны лотоса), образующим пояса и кольца.

Человеческие и звериные фигуры изображаются сильно подвижными и жизнерадостными.

Фигурные изображения представляют собой фризы с показом движущихся друг за другом животных или фантастических существ. На фризах с расположенными в ряд животными можно видеть не только изображения быков, оленей, кабанов, орлов, петухов и водяных птиц, но также хищных животных (пантер и львов). Фигуры имеют плоскостный характер. Очень выразительными становятся силуэты. Птицы изображаются в профиль. В профиль же показаны обычно фигуры четвероногих животных и их головы. Что же касается львов и пантер, то они обычно изображаются и в профиль (туловище), и в фас (голова).

Человеческие фигуры, как и другие изображения, сильно распласты­ваются. Схема построения человеческой фигуры в общем близка изобра­жениям на вазах геометрического стиля: голова в профиль, плечи и верхняя часть груди в фас. Нижняя часть тела дана в профиль. Человеческие фигуры переданы в резком движении, с широко расставленными ногами и размашисто жестикулирующими руками. Между фигурами фон обычно заполнен различного характера орнаментами. Все это в целом и придает росписям то, что дало название стилю - "ковровый".

В отличие от геометрического стиля, где линейные узоры преобладали над фигурными композициями, на вазах коврового стиля фигурные изображения доминируют над орнаментом.

В тематике ваз коврового стиля уже нет преобладания космогониче­ских представлений, которые заметны в вазах геометрического стиля. В изображениях четко выступает олимпийский пантеон и героический эпос. Среди образов олимпийцев выделяется Аполлон и Артемида. В тематике героического эпоса выделяется Геракл, троянский цикл, мифы - об Одиссее.

Крупными центрами производства ваз коврового стиля были торгово- ремесленные общины: Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика.

в) чернофигурный стиль

В конце VII в. до н.э. и в течение первых десятилетий VI в. до н.э. в вазописи сложился чернофигурный стиль, сменивший ковровый.

________________________ Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)__________________________

Чернофигурный стиль господствовал на протяжении всего VI в. до н.э и в первой половине V в. до н.э. Существование этого стиля отмечается и в IV в. до н.э., и в эпоху эллинизма.

Характерной особенностью чернофигурного стиля является господство сюжетного начала. Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах. В особенности популярны различные сцены из героического эпоса: подвиги Геракла, эпизоды Троянской войны. Живо интересовались художники чернофигурного стиля «Илиадой» Гомера. Реже изображались картины быта греков: битвы гоплитов, состязания атлетов, пиры, хороводы девушек, женщины у колодца. Отдельные изображения животных, фантастических существ и орнаментов встречаются как пережиток коврового стиля.

Остро выраженный интерес к сюжету привел к широкому распространению на чернофигурных вазах больших расписных клейм, сочетавшихся со сплошной закраской лаком остальной поверхности сосуда или просто композиций из больших фигур на обеих сторонах сосуда (при наличии нескольких поясов, преимущественно занятых орнаментом). В росписях чернофигурного стиля отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на красноватом или желтоватом фоне глины.

Изображения производят впечатление плоских силуэтов, подобных человеческим теням. Иногда силуэты располагались один возле другого, но чаще много фигурные композиции строятся в несколько планов, число которых иногда достигает десяти. Фигуры, представленные на первом плане, показывались полностью, из-за них выступали части фигур второго плана, за ними третьего и так далее. Однако глубины пространства не было, все фигуры отличаются плоскостностью. Отдельные фигуры иногда расцвечивались красками - белой и красной. Этими красками обозначались детали. Использовался прием процарапывания.

При изображении человеческой фигуры голова обычно была повернутой в профиль, плечи в фас, а нижняя часть фигуры, начиная с пояса, тоже в профиль. Внутреннее членение фигуры изображалось сдержанно, что усиливало плоскостный характер изображения. Иногда одежда покрывалась различными орнаментами, представлявшими плоские узоры.

Обнаженные части женского тела подчеркивались белой краской, а мужское тело сплошь закрывалось черным лаком. В Аттике на чернофигурных вазах мужские и женские фигуры отличались еще трактовкой глаза. При обычном профильном положении головы глаза всегда показывались в фас. При этом женский глаз изображался миндалевидной формы, а мужской глаз имел форму кружка или овала, с двумя короткими черточками, обозначающими слезницы.

Фон в чернофигурной вазописи далеко не всегда был свободным. Нередко на фоне изображались деревья с раскидистыми ветвями или побеги виноградной лозы. Часты были многочисленные надписи, сообщающие или имена вазописцев и гончаров, или слова героев сюжетных сцен. Нередко Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

надписи на вазах делались от имени самого изделия ("Меня сделал...", "Меня расписал...").

Главными центрами производства чернофигурных ваз были Коринф, Кирена, Клазомены, Халкида, Аттика.

Мастера черно фигурного стиля: Клитий, Эксекий.

г) красно фигурный стиль

Время господства краснофигурных ваз в основном приходится на V-IV вв. до н.э., совпадая с эпохой классики в античном искусстве. Старая чернофигурная техника, отвечающая задачам изображения плоского силуэта, крайне связывала мастеров, стремящихся к изображению особенностей человека.

С одной стороны, даже после появления краснофигурного стиля мастера далеко не всегда решались украшать свои вазы одними только краснофигурными рисунками. Нередко они прибегали к смешанной технике, украшая одну сторону сосуда чернофигурной росписью, а другую - краснофигурной. С другой стороны, одновременно с разработкой краснофигурного стиля, вазописцы производили и другие опыты - пытались изготовлять вазы, украшенные росписью, исполненной красками, нанесенными по черному лаку.

В краснофигурной технике расписывались сосуды самых различных форм, среди них весьма велико число амфор, кратеров, гидрий, ойнахой, скифосов, лекифов. Особенно популярны были у краснофигурных вазописцев килики.

В краснофигурной росписи была окончательно преодолена старая система многочисленных поясов, уступив место либо одиночной человеческой фигуре, либо единой композиции из нескольких фигур, представляющей мифологическую или бытовую сцену. При этом размеры фигур довольно велики.

Краснофигурные композиции обычно располагаются по обеим сторонам тулова двуручных ваз, составляя их главное украшение (амфоры, кратеры, скифосы, килики). На одноручных вазах изображения занимают лицевую сторону вместилища (гидрии, лекифы, ойнахойи). Помимо этого фигурные композиции нередки в круглых клеймах на дне сосуда (килики). Все это способствует некоторой утрате единства формы и росписи сосуда.

Технически создать краснофигурную композицию было значительно сложнее, нежели композицию черно фигурную, в связи с чем часто возникала необходимость в предварительном рисунке, который набрасывался на поверхность вазы до нанесения росписи. Очертания фигур обводились посредством кисти, после чего лаком закрашивался фон. Фигуры сохраняли красноватый цвет глины. Различные детали исполнялись пером или кистью. Помимо черного лака иногда применялся золотисто-желтый разбавленный лак. Чернолаковой линией на обнаженных мужских фигурах обозначались очертания впадин под ключицами, мускулы в верхней части груди, нижняя граница живота, коленные чашечки и голени. Другие мускулы туловища и Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

конечностей исполнялись тонкими линиями разбавленного лака. Линии лица наносились черным лаком посредством пера. Белая и красная краски применялись в краснофигурной вазописи весьма сдержанно: ими обозначают лишь мелкие детали (например, волосы и бороды седых старцев), а также различные надписи.

Внутри краснофигурного стиля принято выделять строгий, свободный, роскошный и беглый подстили.

Самым ранним был строгий подстиль, датируемый 530-470 гг. до н.э. Первое место в тематике ваз этого подстиля принадлежит мифологическим сценам из жизни и деяний богов и героев (Геракл, Тезей). Широкой популярностью пользовался цикл мифов, связанных с Троянской войной. Большое внимание вазописцы строгого подстиля уделяли приключениям Одиссея, трагической истории дома Атридов, мифам, связанным с несчастным царем Фив Эдипом, походу аргонавтов в Колхиду, битвам эллинов с амазонками и лапифов с кентаврами. При всем многообразии сюжетов строгого подстиля неизменно проступает единая тема - изображение человека, в облике которого выступает не только простой смертный, но и герой и бог.

Характерной особенностью росписей строгого стиля является стилизация плоскостных фигур. Отсутствует передача глубины пространства, однако вазописец не избегает построения в несколько планов. Человеческие фигуры сильно распластаны. Движение фигур резки, жесты смелы и выразительны. Художники избегают очень сильных ракурсов, что позволяет сохранить плоскостный характер росписи.

Изображение обнаженного или задрапированного человеческого тела - основной мотив краснофигурных росписей. При этом главным образом встречаются фигуры юношей, мужей зрелого возраста, девушек и молодых женщин. Редки изображения стариков, старух и детей.

Мастерами строгого подстиля были в разное время Андокид, Эпиктет, Евфроний, Евфимид, Дурис.

Свободный подстиль существовал во второй - третьей четверти V вв. до н.э. Типичной особенностью свободного стиля был монументальный характер росписей. Вазописцы, ищущие больших плоскостей для своих величавых композиций, обращаются к амфорам, пеликам, кратерам, стамносам и другим большим сосудам.

В свободном стиле фигурные композиции доминируют. Под них отводятся главные, наиболее удобные для росписи части сосудов - вер­тикальные поверхности боковых стенок. Фигурная роспись обычно ограничивается двумя сценами: на лицевой и обратной стороне вазы, или только одной сценой на лицевой стороне тулова. Орнаменту отводится довольно скромное место.

Фигуры приобретают объемный характер. Для мастера свободного стиля не представляет затруднений передать любой поворот головы или торса, самый трудный ракурс. Позы при этом отличаются свободой и непринужденностью. Освобождается от жесткости передача анатомических Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.)

деталей мускулатуры и глаз. Более свободно трактуется одежда - как мягкая ткань, облегающая тело, выявляя его формы.

Представителями свободного стиля были: аттический вазописец Полигнот, мастер кратера Виллы Джулиа.

Классическое спокойствие и величавые образы искусства сороковых и тридцатых годов V в. до н.э. сменяются в период Пелопоннесской войны более насыщенными эмоциями, динамическими фигурами нового роскош­ного подстиля греческой вазописи.

Мастера краснофигурной вазописи, продолжая тяготеть к мифологическим сюжетам, все чаще обращаются к драматическим событиям мифов - сценам борьбы, похищений, гибели, наполненным беспокойным движением и эмоциями.

Все внимание в вазах роскошного подстиля, так же как и предыдущего, сосредотачивается на фигурных композициях, украшающих главную часть сосуда снаружи.

Композиции роскошного подстиля насыщенные, иногда даже перегруженные. Фигуры полны беспокойного движения. Объемные фигуры частично перекрывают друг друга. Фон композиции нередко представляет неровную каменистую почву, покрытые листвой деревья, архитектурные сооружения. Одежды персонажей приобретают характер бурно развивающихся драпировок. На разных предметах обихода (щиты, колесницы, одежда) изображался обильный орнамент, что еще больше усиливало роскошность и создавало впечатление некоторой дробности.

Беглый подстиль, появившийся в конце V-начале IV вв. до н.э., связан с уменьшением применения пера и вытеснением его кистью, которой нано­сятся размашистые мазки. Это черты, навеянные монументальной живописью. Шире, нежели прежде, применяются различные краски (красная, голубая, розовая, зеленая, лиловая, позолота, и в особенности, белая).

Значительные изменения претерпевает и тематика росписей беглого подстиля. Героический эпос начинает здесь уступать место мотивам, свя­занным с кругом богов Диониса и Афродиты. Нередки изображения нескольких божеств, не связанных каким-либо единым действием или сюжетом. Военные сцены становятся редки, в противовес им получают распространение сцены гинекея, представляющие наряжающихся красавиц в окружении Эротов. Проявляется склонность к бессюжетным декоративным росписям.


ТЕМА 13. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1919;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.