Лекция 44. Архитектура Древней Греции периода поздней классики и эллинизма (2 ч.). Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами
Орхестра, служившая (как в трагедиях, так и в комедиях) местом действия хора, отделялась каменным бортом и утрамбовывалась или мостилась каменными плитами. На площадке воздвигался алтарь Дионису.
Сценические постройки в V-IV вв. до н.э. были в большинстве своем деревянные. Каменными их стали делать лишь в III в. до н.э.
Скена представляла собой прямоугольное, обычно двухэтажное сооружение. Два прохода на орхестру (пароды) отделяли скену от аналемм - подпорных стенок, которыми завершался театрон.
Во второй половине IV в. до н.э. появился проскений - невысокая пристройка перед скеной, представлявшая собой ряд столбов, обработанных полуколоннами, или иногда ряд столбов (колонн), поставленных на низком стилобате с отступом от передней стены скены и соединенных с ней деревянными горизонтальными перекрытиями. Высота проскения была от 2,5 до 3,5 м и перекрытие было на одном уровне с основным этажом скены. Это перекрытие (логейон) было, начиная с середины II в. до н.э., основным местом действия актеров. В IV же в. до н.э. на орхестре выступал и хор, и актеры, а проскений был для них фоном. Логейон же служил сценой лишь в исключительных случаях.
Действующими лицами в греческой драме были актеры (не более трех) и хор (в трагедии 12-15, а в комедии 24 человека). Хор во время представления находился в орхестре.
Театры имели ряд приспособлений. Это были и вышки, с которых говорили боги во время представления, и подъемные машины, позволявшие богам «летать» над скеной и орхестрой и др. Занавес в греческих театрах, как правило, отсутствовал.
Декорации выполнялись на съемных щитах, которыми закрывались проемы в стене скены и между полуколоннами проскения. Иногда по бокам скены располагались периакты - треугольные вращающиеся призмы, на сторонах которых изображались особые декорации (пинаки).
Театр в Эпидавре (архитектор Поликлет Младший; середина IV в. до н.э.)
Прекрасное расположение, замечательные акустические свойства и совершенство выполнения делают театр в Эпидавре самым лучшим примером открытых греческих театральных сооружений.
Театр состоял из трех частей: скены, орхестры и зрительного зала (театрона). Орхестра театра в Эпидавре, как и во всех театрах классической эпохи, представляла собой полную окружность. Поверхность орхестры была земляной. Диаметр орхестры - 12 м. Орхестру полукругом схватывал зрительный зал, поднимавшийся уступами по склонам горы и заключавший пятьдесят пять рядов для зрителей. Ряды были разделены лестницами, тринадцатью в нижней и двадцатью в верхней части зрительного зала. Верхний ряд зрительских мест находился на расстоянии 59 м от орхестры и был на 22,5 м выше ее.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 677;