Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.). образ внутренне собран, полон энергичной силы

образ внутренне собран, полон энергичной силы. Пропорции ордера таковы, что храму придается масштабная выразительность, он не подавляется горной природой и не подавляет ее.

При дорической оболочке интерьер храма ионический. Целла, сильно отступавшая по торцам от наружной колоннады, располагаясь своей продольной осью по направлению север - юг, состояла (не считая глубоких пронаоса и опистодома) из двух неравных сообщающихся между собой помещений.

Статуя Аполлона помещалась лицом к восточной двери, но не в целле, а в адитоне, отделенном от целлы единственной свободно стоящей колонной с коринфской капителью. Таким образом, в данном храме впервые были использованы три ордерные системы.

Культовая статуя храма была установлена в адитоне лицом к восточной двери и глядевшим на нее сквозь главный северный вход была видна с необычной точки зрения, т.е. сбоку, в профиль. Статуя, по всей видимости, закрывалась еще и занавесом.

Единственная свободно стоящая колонна, отделявшая адитон и органически замыкавшая главную часть целлы, указывала на недоступность адитона.

Особенность композиции и ориентации храма состоит в том, что Иктин включил в свою постройку целлу находившегося здесь более древнего небольшого храмика. При этом новая целла была пристроена под прямым углом к старому храму с его северной стороны; его южная продольная стена старого храма стала задней стеной новой целлы, а боковая северная стена, разделяющая обе целлы, была снесена. Новая целла оказалась вытянутой с юга на север, где находился главный вход в храм. Вход в старый храмик с восточной стороны также был сохранен.

Архитектурная композиция главной части целлы необычна: она обрам­лялась с двух сторон пятью короткими стенками, выступавшими из боковых стен целлы, образуя по бокам ряд небольших ниш. Последняя, пятая пара стенок была повернута под угло^к 4±енам целлы. Торцы этих поперечных стенок обработаны в виде ионических полуколонн. На стенах располагался антаблемент со скульптурным фризом, обегавшим непрерывной лентой всю целлу. На фризе представлена борьба кентавров с лапифами и греков с амазонками. Фриз был сделан в высоком рельефе с богатой светотенью, исполнен экспрессии и пафоса борьбы. По всей видимости, фриз являлся важнейшим культовым элементом целлы.

Обломки черепицы кровли целлы дали повод предположить, что в крыше были отверстия, позволявшие свету проникать внутрь для облегчения рассмотрения фриза.

Храм Аполлона характеризуется сдержанностью внешнего облика и богатством интерьера, в котором подчеркнуты доминирующее значение фриза и недоступность адитона в глубине целлы.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 662;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.