Лекция 43. Архитектура Древней Греции периода ранней и высокой классики (6 ч.). фрагментах архитектурных частей храма (красная - на тении, увенчивающей архитрав, синяя - на мутулах и триглифах).
фрагментах архитектурных частей храма (красная - на тении, увенчивающей архитрав, синяя - на мутулах и триглифах).
Следует отметить регулярность в строении храма, кратность его основных размеров дорическим (олимпийским) футам. При создании храма мастера применили целый ряд отклонений (курватур): сужение угловых интерколумниев по сравнению со средними, утолщение угловых колонн птерона храма, наклон угловых колонн по биссектрисе в сторону целлы. Колонны птерона, имевшие «героический» масштаб (10,43 м в высоту), состояли из 14 барабанов и были обработаны двадцатью каннелюрами.
Большая часть скульптурного убранства храма была сосредоточена на фронтонах. Главный восточный фронтон украшала сцена приготовления к состязанию на колесницах героев Пелопса и Эномая (основателей Олимпийских игр). Композиционным центром является фигура бога Зевса. На западном фронтоне храма изображена борьба лапифов (греков) с кентаврами. Во главе композиции представлен бог Аполлон. Олимпийские игры в Древней Греции были призваны воплотить идею национального единства. Только эллины имели право принимать в них участие, варвары не допускались. Именно участие в этих играх и рождало ощущение всеэллинского единства.
Храм Зевса в Олимпии, где проходило посвящение (инициация) участников Олимпийских игр, был своеобразным связующим звеном, обеспечивающим единство эллинского социума и эллинского Космоса. Именно поэтому на фронтонах храма представлена идея превосходства эллинов над варварами (через борьбу греков и кентавров). Здесь же представлена сцена основания Олимпийских игр и показано то покровительство, которое оказывают боги эллинам.
Композиции фронтонов построены на принципах зеркального отражения левой и правой частей, свободного уравновешивания близких по характеру, но не идентичных фигур.
За наружной колоннадой, над двухколонными антовыми портиками пронаоса и опистодома, шли триглифные фризы с мраморными метопами, изображавшими двенадцать подвигов Геракла. Композиция каждой метопы составлена из двух борющихся фигур. Изображения на метопах намекают верующему, подошедшему к храму, попавшему из профанного пространства в сакральное, что путь, который он желает пройти не для всякого человека, а только для того, кто вступил на путь героя. И Геракл, и участники Олимпийских игр, и побеждающие кентавров лапифы - это герои, совершающие героические поступки в борьбе или в состязаниях. Скульптурное убранство храма настраивает верующих на героический лад, вселяя уверенность, возвеличивая их. Этой же цели способствует и «героический» масштаб колонн птерона, не подавляющий человека, а возвеличивающий его «в духе своем». Любой, кто оказывался перед такой колоннадой, ощущал прилив внутренних сил, желание взлететь «над собой», «расправить крылья». Для тех, кто не убоялся подвига и может на равных смотреть на героя, и была выстроена лестница, дающая возможность
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 807;