Скальный комплекс в Мамаллапураме
Образцом ранних индуистских храмов Юга Индии типа дравида, выполненных способом скальной техники, выступают так называемые ратхи Махабалипурама (630-715 гг.), являющиеся архитектурными элементами древнего портового города Мамаллапурам, который до наших дней не сохранился. Отдельные части этого прежде огромного города, основанного когда-то Нарасимхаварманом I Мамала из династии Паллавов, находятся близ современной деревни Махабалипурам (слово «ратха» в переводе означает колесную модель храма, на которой в дни религиозных праздников вывозили статую того или иного индуистского божества).
Из восьми сохранившихся ратх Махабалипурама, вырубленных целиком из скальных монолитов, особенно известны шесть, пять из которых индуисты по традиции связывают с именами героев эпоса «Махабхарата». Это ратхи Драупади, Дхармараджи, Арджуны, Бхимы и Накулы-Сахадевы. Шестая ратха, находящаяся несколько в стороне от прочих, посвящена сыну бога Шивы Ганеше и является ныне активно действующим индуистским храмом.
Все ратхи Махабалипурама, несмотря на небольшие размеры, производят внушительное впечатление своей целостностью и монументальностью.
Драупади-ратха - это простейший тип индуистского храма в виде святилища на цоколе с высокой четырехскатной выпуклой крышей (сторона сооружения 3, 4 м, высота 5, 5 м). В стенных нишах монолитного здания рядом с входом размещены фигуры божеств, органично сочетающиеся с общей архитектурной композицией постройки, сохранившей в камне древнюю традицию деревянного зодчества.
Ратхи Бхимы, Накулы-Сахадевы и храмик Ганеши несут на себе явный отпечаток архитектуры буддийских святилищ типа чайтья. Например, ратха Накулы-Сахадевы имеет напротив входа апсиду.
Ратха Бхимы - двухэтажный храм (длина сооружения 14, 6 м, высота 7, 9 м). На первом этаже здания располагается многоколонный зал, открытый с четырех сторон. На втором этаже на стенах изображены в рельефе дверные и оконные проемы, обрамленные пилястрами и выходящие на плоскую крышу храма, огражденную пластически решенным парапетом. Ратха Бхимы, по-видимому, в древности предназначалась для приюта паломников.
Ратха Ганеши - одноэтажное сооружение с трехъярусным башенным верхом декоративного характера. Внизу храма размещена целла- гарбхагриха, вход в которую устроен не в торце здания, а с его продольной боковой стороны. При этом торцовая и задняя стены оставлены глухими и декорированы часто расставленными тонкими пилястрами. По сторонам входа расположены ниши со скульптурными изображениями стражников - дварапала. Есть вероятность, что храм Ганеши послужил прототипом надвратных башен-гопурам, что позднее (в VIII-XVII вв.) станут оформлять входы в южноиндийские храмы и храмовые комплексы.
Ратхи Арджуны и Дхармараджи напоминают, с одной стороны, буддийские сооружения типа вихара, представляя собой монолитные скальные модели многоэтажных башенных культовых зданий пирамидально- ярусной конструкции. С другой стороны, верхняя часть Дхармараджи-ратхи (сторона квадратного основания сооружения 8, 85м, высота 12, 2м) являет собой ярчайший образец индуистского храма типа дравида. Шикраха данного святилища - это монолитная ступенчатая пирамида с подчеркнутыми ступенями этажей, представленными в виде четко обозначенных ярусных поясов, завершенных многогранным колоколом, олицетворяющим эманацию божественной энергии посредством опрокинутой вниз чашечки цветка лотоса. Интерьеры ратх Махабалирурама остались незавершенными, но есть вероятность, что это было сделано специально, дабы показать процесс явления, исхождения, про-изведения индуистских храмов из недр скального массива - символа священной Горы Меру как центра Вселенной, вокруг которого вращаются планеты, Солнце, Луна, звезды, боги и люди.
В архитектурный комплекс Махабалипурама, помимо ратх, входит также культовое индуистское сооружение типа мандапам, созданное в VII в. Мандапам в качестве самостоятельного культового сооружения - это помещение для молитвы индуистских паломников в виде углубленной в скалу террасы или лоджии с плоским потолком, столбами, образующими входной портик, и рядом крохотных святилищ, высеченных в задней стене террасы.
Архитектурно-декоративную композицию мандапам Махабалипурама составляют столбы, архитрав, карниз, пилястры и обрамления ниш для культовой скульптуры. Поверх карниза здесь изображен в рельефе парапет, составленный из чередующихся пластически решенных объемов, представляющих миниатюрные чайтья и вихары. В дальнейшем подобное изображение парапета станет постоянной чертой декора храмов на Юге Индии.
5. Рельеф "Нисхождение Ганги на землю" и организация
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1053;