Силуэт — плоскостное восприятие формы костюма
Итак, говоря о форме, мы имеем в виду объемно-пространственную характеристику предметов. Если же спроецировать форму на плоскость, мы получаем ее силуэт. Другими словами, силуэт — это плоскостное восприятие формы. Линии, описывающие контуры плоскостной проекции формы, так и называются силуэтными.
Силуэт — это наиболее точная и исчерпывающая характеристика формы. Характеризуя форму костюма, обычно рассматривают фронтальные и профильные силуэты. Естественно, что может быть множество вариантов силуэтных форм одежды, но при этом все их принято сводить к нескольким основным видам.
По степени прилегания принято подразделять силуэты на (рис. 1):
• прилегающий;
• приталенный (с разным объемом лифа и юбки);
• полуприлегающий;
• прямой;
• расширенный;
• зауженный.
Рассмотрим их более подробно.
Прямой силуэт — один из самых распространенных видов силуэтов. По геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от пропорционального соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно нивелирует возможные их недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, четко выраженный контур, а может иметь мягкую, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материала, из которого она изготовлена.
Трапециевидный силуэт характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой малое верхнее основание — это линия плеча (или линия талии в поясной одежде), а большое нижнее основание — линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной и поэтому рекомендуется для полных людей. Такую вариацию трапециевидного силуэта называют еще силуэтом «А».
Полуприлегающий силуэт очень характерен для одежды классического стиля. В отличие от двух предыдущих силуэтов, полуприлегающий повторяет контуры фигуры человека. Линия талии в такой одежде четко выражена и располагается на естественном месте, при этом одежда полуприлегающего силуэта обладает достаточной объемностью, она не стягивает тело, а свободно скользит по нему. В подобной силуэтной форме отсутствует контраст размерных признаков — композиция строится по принципу нюанса форм и масс костюма и его элементов. Полуприлегающий силуэт хорошо подходит для всех типов фигур и наиболее часто применим в верхней одежде.
Достоинства стройной фигуры лучше всего подчеркнет одежда прилегающего силуэта. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается два вида формы, которые принято называть «Х-силуэт» и «песочные часы». Оба эти варианта имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкую талию, подчеркнутую конструкцией или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются друг от друга.
«Х-силуэт» можно сравнить с двумя трапециями — верхней трапецией лифа и нижней трапецией юбки, которые соединены малыми основаниями, т. е. по линии талии. Здесь очевиден контраст между расширенной линией плеча, а также значительно расширенной линией низа юбки и тонкой талией. Контраст может усиливаться, если изделие имеет длинную юбку с сильным расклешением. В этом случае еще контрастируют массы лифа и юбки. Одежда такого силуэта лучше всего подходит высоким стройным женщинам.
Силуэт «песочные часы» не столь активен — здесь нет контраста формы, композиция костюма строится по принципу нюанса. В отличие от предыдущего варианта, одежда силуэта «песочные часы» имеет юбку маленького объема — прямую или зауженную книзу. При этом длина юбки может значительно варьировать. В результате получается силуэтная форма, имеющая маленький лиф и маленькую же по объему юбку. Верхнюю и нижнюю часть костюма разделяет тонкая талия. В одежде такого силуэта лучше всего смотрятся стройные, но невысокие женщины.
Гораздо меньше, чем описанные выше силуэты, распространен силуэт «овал». По сути дела, его можно рассматривать как модификацию прямого силуэта. Однако, в отличие от последнего, овальный силуэт имеет округлую линию плеча и зауженную книзу юбку. Таким образом, самая широкая часть такой одежды приходится на уровень талии и бедер. Скругление плечевой линии может быть достигнуто за счет покроя (например, покрой реглан или полуреглан), а также конструктивных деталей (высокий крупный воротник, широкий воротник-стойка и т.д.).
Рис. 1. Конфигурация формы изделия
По виду геометрической формы могут быть названы следующие формы:
— прямоугольная;
— трапециевидная;
— иксобразная;
— полуприлегающая;
— комбинированная;
— овальная.
Следует отметить, что в одежде силуэта «овал» либо вовсе не используются плечевые прокладки, либо последние имеют скругленную форму. Сужение книзу можно получить конструктивным путем, например за счет вытачек, или же стянув низ изделия шнуром, продернутым в кулиску. Одежда подобного силуэта не рекомендуется женщинам маленького роста, так как визуально она приземляет фигуру.
В пределах этих силуэтов возможны различные модификации. Например, все они могут удлиняться и сужаться, приобретая более динамичную конфигурацию, или расширяться и укорачиваться, становясь статичными и устойчивыми, в зависимости от эстетических и стилевых требований актуальной моды.
В одежде различают три основные группы линий:
1. силуэтные, или контурные;
2. конструктивные;
3. декоративные.
Силуэтные линии определяют рамку изделия, в пределах которой разрабатывается форма и фасон.
Форму одежды создают с помощью конструктивных линий — швов, которые соединяют отдельные части и детали одежды в одно целое. К основным конструктивным линиям относятся плечевые и боковые швы, швы лифа и юбки, швы проймы и нижние швы рукавов, шов по линии талии.
Декоративные линии — это линии, которые образуются с помощью различных элементов украшения: бейки, сутажа, шнура, кружева, вышивки, рельефа, швов, клапанов, хлястиков, поясов и т. п.
Если конструктивные линии играют роль также декоративных, их называют конструктивно-декоративными. Например, вырез горловины в женских платьях, контуры воротников по линии отлета, контуры карманов, клапанов, манжет.
Отделочными элементами модели могут быть нагрудная вытачка, различные рельефы и т. п. Сюда относятся также все конструктивные линии, определяющие природные точки фигуры: линия груди, горловины, плеч, талии, низа. В современных изделиях линия горловины оформляется в виде каре, мыса, овала, лодочки, трапеции и т. п.
· Линия плеч, груди, бедер, как правило, оформляется на природном месте.
· Линия талии — на природном месте, выше или ниже;
· Линия низа — в зависимости от модели может быть прямой, кривой, зигзагообразной.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 5128;