Ансамбль и комплект костюма.


Каждый исторический этап в развитии культуры мы воспринимаем через синтез предметной среды и образа человека этой эпохи, а также в значительной степени через ансамбль костюма.

Ансамбль – слово французского происхождения, означает «вместе» (тесная взаимосвязь, неразделенность). Ансамбль костюма обладает особым свойством благодаря строгой взаимоподчиненности его частей выражать наиболее полно образ человека и эпоху. До нас дошли исторические костюмы именно в их ансамблевой завершенности. Ансамбль костюма, выражая определенную историческую эпоху, его культуру, всегда связывал костюм человека с его седой, интерьером. Особое значение в ансамбле придается движению, пластике фигуры и жесту.

Ансамбль костюма создается по единому композиционному замыслу, где все его детали согласовываются между собой и подчиняются единому целому. Ансамбль костюма наиболее полно раскрывает образ определенного человека. Для ансамбля характерны многочастность и многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательное одновременное ношение всех его частей.

Связь верхних и нижних слоев одежды с головным убором и украшениями, чулками, обувью, бельем, вплоть до носового платка, была обязательной. Ансамбль является не только четким выражением стиля определенной эпохи как завершенная система, но и одновременно с этим наиболее полно концентрирует в себе обобщенно-собирательный образ этой эпохи.

Принципы, объединяющие элементы костюма в ансамбль могут быть различными: утилитарно-функциональный, эстетический, социальный, обрядовый и др. В зависимости от этого менялась система его элементов и знаков. Кроме того, обязательность системы ансамбля зависела от социальной значимости функций костюма. Например, костюм короля, жреца, священника в истории обладал исключительно символической знаковостью, а рабочий костюм крестьянина был отмечен предельной утилитарностью. Для ансамблевой системы больше всего характерно решение костюмов для исключительных случаев – парадно-торжественного назначения, свадебные, ритуальные, церемониальные, нарядные.

Главным в ансамбле (т.е. то, что лежит в основе формы целого костюма) могут быть одежда или обувь, прическа или головной убор, аксессуары. Когда доминантой становится обувь, одежда приобретает подчиненное значение; в случаях когда обувь завершает костюм, она только уравновешивает костюм по пластике, массе, цвету, фактуре.

В организации современной системы ансамбля существуют три основных принципа: первый принцип – принцип контраста, подобия, нюанса; второй – принцип пластической сопряженности элементов; третий – принцип ритмической сопряженности.

Настоящий триумф ансамбля наступил после войны в эпоху «нью лук», когда Диор установил четкие правила «хорошего вкуса», вернув образ элегантной женщины. Платье и костюм обязательно должны быть дополнены соответствующей шляпой, перчатками, сумкой, бижутерией. Но уже во второй половине 1960-ых годов наметился отказ от ансамбля в уличной моде. В современной моде ансамбль существует скорее на подиуме, а не в реальной жизни. Требования удобства, комфорта, функциональности одежды делают прежние представления об ансамбле устаревшими. Современная женщина предпочитает универсальные вещи, например, сумки классических форм, которые можно носить с любым костюмом.

Комплект - (от лат. – полный) – набор одежды и предметов, дополняющих ее и составляющих вместе с ней костюм, отвечающий определенному назначению и художественному решению. Комплект – открытый комплекс одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность изменения костюма в зависимости от ситуации. Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и т.д.

Единичные изделия комплекта могут менять свое назначение (из повседневного в нарядное, из делового в дорожный и наоборот) при вариантном сочетании в разных комплектах. Поэтому при проектировании комплектов изделий необходимо учитывать это обстоятельство и расширять границы использования отдельных вещей.

Впервые идея комплекта возникла в 1920-е годы при разработке одежды к спектаклю. В массовой моде комплекты распространились только в 1970-е годы. В 1972 году английские модельеры Люк и Джон Таллис в своих коллекциях промышленной моды продемонстрировали комплекты, состоящие из юбок, брюк, жилетов, блузок, соответствовавших друг другу по цвету и рисунку. Подобный подход к формированию гардероба получил в 1970-е годы – время экономического кризиса – массовое признание, когда неизменным спросом пользовались вещи единичного ассортимента, из которых можно было собрать «рациональный» гардероб. Комплекты почти вытеснили ансамбли в моде. Одежда современного человека состоит практически целиком из комплектов, позволяющих каждому человеку проявить индивидуальность в создании своего костюма, комбинируя по своему выбору отдельные предметы одежды.

Как правило, единство отдельных составляющих комплекта обеспечивается их соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, что необходимо продумать на стадии проектирования промышленной коллекции одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований, которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.

Все части комплекта могут соответствовать друг другу и по стилю, однако уже в 1970-ых годах появляется «диффузный» стиль в одежде, смешивающий элементы разных стилей: классический пиджак соединили с юбкой с оборками в «фольклорном» стиле, а классические брюки – со спортивной курткой и романтической блузкой. В современном комплекте часто соединяются вещи различных цветов, рисунков, стилей. В начале 1990-ых годов подобное смешение получило определение «сочетание несочетаемого».

В системе «комплект» конца 1990-ых годов большое значение приобрели новые приемы ношения одежды: комплекты отличались продуманной небрежностью, свободной посадкой вещей на фигуре, асимметрией в результате смещения застежки изделия в одну сторону, часто встречались рукава разной длины. Все элементы комплектов, как правило, моделировались из материалов разных фактур. Комплекты формировались из следующих вещей: пальто, брюки разной ширины, водолазка, жакет, топ, платье. В коллекциях 2000 г. появилось много вариантов соединения контрастных по цвету различных вещей, а также выявилась тенденция к многослойности, напоминающей стиль «луковицы» конца 1970-ых годов. При этом сохранилась тенденция к поиску новых способов ношения привычных вещей и элементов одежды.

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 8160;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.