Художественные системы в проектировании одежды
Художественное проектирование костюма как соста-
вная часть всей проектной деятельности человека, опреде-
ляется основами композиции. Разнообразие ассортимента
современной одежды требует от дизайнера принципиаль-
ных различий в подходах к проектированию одежды в за-
висимости от ее назначения, условий производства и тенден-
ций развития индустрии модного бизнеса.
Основы композиции, на которые опирается в своем твор-
честве художник-проектировщик, являются признаком ор-
ганизующей, гармонизирующей и связующей величины —
художественной системы.
Костюм, построенный по законам композиции, является
частью художественной системы.
В зависимости от задач, стоящих перед процессом про-
ектирования одежды, различают несколько видов художе-
ственных систем [32] :
автономная художественная система (проекти-
рование единичных моделей костюма);
художественная система «семейство» (проекти-
рование моделей на основе базовой формы);
художественная система «гарнитур» (проекти-
рование полного набора изделий конкретного назначения);
художественная система «комплект» (проекти-
рование открытого комплекса изделий взаимозаменяемых,
служащих основой базового гардероба);
художественная система «ансамбль» (проекти-
рование закрытого комплекса изделий, выражающего худо-
жественный образ человека);
художественная система «коллекция» (проектирование
коллекций моделей различного типа и назначения).
Вся одежда делится на ассортиментные группы. Опреде-
ляющих факторов деления несколько:
половой признак и возраст носителя одежды;
сезон использования одежды;
· 4. Проектирование комплекта и ансамбля
Гардероб современного человека почти полностью со-
стоит из комплектов. Это позволяет его владельцу комби-
нировать отдельные предметы одежды между собой, про-
являя индивидуальное видение в создании своего образа.
Соединяя между собой единичные изделия одежды, можно
каждый раз получать новые варианты костюмов.
Комплект (в переводе с латинского означает «пол-
ный»)— это полный набор единичных предметов одежды,
имеющих общее функциональное назначение и стилевое
решение. Художественная система «комплект» является
условием достижения высокого потрибительского уровня
вещей его составляющих, так как одежда и дополнения,
входящие в комплект, связаны между собой единством
назначения и художественного решения.
Характерной особенностью комплекта является взаимо-
заменяемость его частей в зависимости от назначения.
Вещи в комплекте равнозначны друг другу, поэтому за-
мена одного предмета одежды на другой, не нарушает его
художественную целостность.
Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок,
·
100
Глава IV. Проектирование одежды
брюк, блузок, свитеров и т. д. Комплект в своем исполь-
зовании предполагает возможность изменения образа кос-
тюма в зависимости от ситуации. Единичные предметы
одежды комплекта предполагают изменение своего функци-
онального назначения при использовании их в других
комплектах (из делового в нарядный, из повседневного
в дорожный и т. п.). Поэтому комплект — это открытый
комплекс предметов одежды, каждый составляющий элемент
которого самостоятелен и взаимозаменяем.
Художнику-проектировщику необходимо ставить перед
собой задачи расширения функциональных возможностей
отдельных вещей комплекта. Это дает потребителю воз-
можность увеличения вариантности составления индиви-
дуальных образов костюмов. Возможность заменять от-
дельные части комплекта повышает его практическое ис-
пользование. Чаще всего, единство составляющих комплект
предметов одежды обеспечивается соответствием их друг
другу по форме, силуэту, цвету, декору. Возможность комби-
нирования предметов одежды является в современном
обществе одним из главных требований, предъявляемых
потребителем к одежде. Наибольшее распространение
система «комплект» получила в повседневной бытовой
одежде. В этой связи, важнейшей является возможность
изменять стилевые характеристики комплектов. Например,
если к брюкам и водолазке добавить парку, то такой ком-
плект можно отнести к прогулочному стилю. Если же,
парку заменить на жакет с английским воротником, то
такой комплект будет соответствовать стилю комфортной
классики. Приемы стилевой трансформации должны учи-
тываться дизайнерами при проектировании одежды в
системе «комплект». Такой подход позволяет расширить
рамки гардероба современного человека при минимальном
количестве вещей, его составляющих.
Этот подход к составлению гардероба был широко рас-
пространен в 70-х годах XX века и получил название «ра-
ционального» или «базового» гардероба. В настоящее вре-
мя в повседневной одежде комплекты почти полностью вы-
W
Комплект молодежной одежды,
созданный по принципу примыкания
форм
Комплект молодежной одежды,
созданный по принципу
пересечения форм
теснили ансамбли.
Одной из задач, стоящих перед дизайнерами проектиру-
ющимиодежду в системе «комплект», является поиск новых
способов комплектования различных элементов одежды друг
с другом, дающих возможность создавать непривычные,
яркие образы в различных стилевых направлениях.
Вещи в комплекте должны быть согласованы определен-
ным образом. Главными принципами согласования отдельных
предметов одежды в комплекте являются пропорциональное
соотношение и пластическое сопряжение форм.
Формы костюма сопрягаются между собой в комплекте
в трех возможных вариантах [17] :
принцип примыкания частей костюма;
принцип взаимного пересечения форм друг с дру-
гом;
принцип зависимости форм, располагающихся на
расстоянии друг от друга.
Принцип примыкания частей костюма — наиболее
простой способ сопряжения. Он действует там, где форма
составлена из двух частей — верхней и нижней. Напри-
мер, комплект из блузки и юбки. Край блузки просто при-
мыкает к поясу юбки. (Край верхней части комплекта —
блузки заканчивается там, где начинается нижняя часть
— юбка.)
Принцип взаимного пересечения форм друг с другом
действует в тех случаях, когда комплекты состоят из трех
и более вещей. Многослойность в одежде — пример такого
сопряжения форм.
Принцип зависимости форм, располагающихся на рас-
стоянии друг от друга, действует в комплектах, в которых
верхние и нижние части находятся на расстоянии и не
примыкают друг кдругу. Примером такого комплекта мо-
жет служить летний топ и шорты. Также этот принцип
действует в отношении дополнений, входящих в комплект.
В этом случае формы обуви, сумок должны соответствовать
формам одежды.
Главная задача дизайнера при составлении комплекта
102
Глава IV. Проектирование одежды
одежды из единичных готовых вещей заключается в гра-
мотной организации формы. Эта задача решается ос-
новными выразительными средствами композиции, рас-
смотренными выше (контраст — нюанс, симметрия —
асимметрия, метр — ритм и др.). Важным условием соз-
дания комплекта является выбор нужных пропорций, сос-
тавляющих комплект частей.
Ансамбль (в переводе с французского означает «вмес-
те», «сразу») — это совокупность составляющих костюм
предметов одежды и дополнений, соответствующая конкрет-
ному художественному замыслу.
Ансамбль — более сложноорганизованная художественная
система по сравнению с комплектом. Ансамбль несет в
себе художественный образ конкретного человека, выра-
женный в продуманной связи и соподчинении одежды
и дополнений.
В ансамбле, в отличие от комплекта, предметы одежды
и дополнения не просто согласованно связаны, но и подчи-
нены друг другу. В ансамбле все его составные части носятся
одновременно. Ансамбль состоит не только из предметов
одежды, но включает в себя обувь, головные уборы, платки,
шарфы, чулки, аксессуары и т. п.
При проектировании ансамбля ставится задача раскры-
тия единого композиционного замысла. Ансамбль имеет
главную и второстепенные части. Дизайнер начинает ра-
боту над ансамблем с определения его главной части, ко-
торая продиктована образом и назначением ансамбля. Со-
подчинение частей ансамбля и выделение композиционного
центра основываются на законах композиции костюма.
Ансамбль — это полностью закрытая система костюма.
Взаимодействие элементов ансамбля обусловлено единым
стилем, конструкцией, материалами и функциональным
назначением. Ансамбль создает завершенный художес-
твенный образ человека, в этой системе нельзя без нару-
шения целостности образа что-либо изъять или что-либо
дополнить и изменить.
В современном повседневном мире моды ансамбли
Комплект молодежной одежды,
состоящий из куртки и юбки,
созданный по принципу
зависимости форм, располагающихся
на расстоянии друг от друга
103
·
Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма»
Костюм, решенный
в художественной системе
«ансамбль»
почти полностью вытеснены комплектами, но существуют
виды костюмов, которые проектируются в художественной.
системе«ансамбль». К таким видам относятся свадебные
костюмы, костюмы для торжественных случаев, эстрадные,
вечерние, нарядные костюмы и т. д.
При проектировании костюма в системе «ансамбль»
используют три основных принципа:
принцип пластической сопряженности;
принцип ритмической сопряженности;
принцип контраста, нюанса, подобия.
Принцип пластической сопряженности основан на
построении пластического развития формы костюма. Плас-
тическая связь частей ансамбля предполагает «перетекание»
одной формы элемента ансамбля в сопряженную с ней другую
форму следующей части ансамбля. Линии, определяющие
пластику предметов одежды в ансамбле, определяют харак-
тер очертаний и конфигураций линий других составляющих
элементов ансамбля и наоборот.
Принцип ритмической сопряженности основан на ритми-
ческой организации движения нескольких элементов формы
ансамбля. Большую роль в согласованности ритмов в ансамбле
играют симметрия и асимметрия частей формы костюма.
Принцип контраста, нюанса, подобия связывает эле-
менты формы ансамбля в зависимости от выбранного выра-
зительного средства композиции костюма.
Подобие диктует повторение одного элемента костюма
в построении всех частей формы ансамбля.
Контраст противопоставляет элементы костюмной фор-
мы. Нюанс является переходным звеном от контраста к подо-
бию.
Ансамбль всегда связан с предметной средой, окружа-
ющей человека. Художественная система «ансамбль» в кос-
тюме способствует наиболее полному раскрытию образности
формы. Через систему «ансамбль» наиболее характерно вы-
ражается историческая эпоха, даются характеристики связи
костюма человека с архитектурой, интерьером и всей окру-
жающей средой.
104
Глава IV. Проектирование одежды
5. Цветовое проектирование одежды
Вопросы цветового проектирования костюма разнооб-
разны и могут рассматриваться в контексте различных
требований и факторов цвета в одежде. Изучение их сту-
дентами осуществляется на теоретических и практических
занятиях дисциплины «Цвет в костюме». Ниже рассмат-
риваются лишь некоторые аспекты данной темы.
Колористика проектируемых изделий определяется ря-
дом требований. Значимость каждого конкретного вида
требований диктуется функциональностью изделия, его
практическим назначением и ассортиментной группой, в
которую это изделие входит.
Физиологические требования вызваны определенным
строением органа зрения человека. Они определяют созда-
ние оптимальных условий восприятия цвета костюма зри-
телем, связанных с утомлением зрения, явлениями зри-
тельных иллюзий (иррадиация, цветовой контраст и др.)
Психологические требования характеризуют область
эмоционального воздействия цвета на человека. Они опре-
деляют явления цветовых ассоциаций, эмоционального
восприятия различных колоритов, личностных цветопред-
почтений.
Эстетические требования продиктованы эстетическим
идеалом общества, его цветовой культурой, тенденциями
модной цветовой гаммы сезона.
Коммуникативные требования характеризуют цвет,
как элемент формы костюма, в соответствии с его семан-
тикой, традициями использования, сформированными сте-
реотипами потребления.
Эталонные требования основаны на существующих
нормах цветовоздеиствия на организм человека, разработан-
ных цветовых эталонах, каталогах, нормативах и стандар-
тах.
В зависимости от назначения проектируемого костюма
к нему предъявляются определенные требования. Так,
спецодежда предназначена для выполнения определенных
профессиональных действий (одежда слесарей, наладчиков,
Эскиз костюма из молодежной
коллекции «Город...»
Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма*
Эскизы коллекции молодежной одежды «Город...»
ремонтников, медицинского персонала, кон-
дукторов и т. д.). Цвет такой одежды должен
проектироваться в соответствии со стандартами
и нормативами, учитывающими явления зри-
тельного напряжения и усталости глаз, чита-
емости и различимости цветов и оттенков,
цветовой сигнализации и др. К такой одежде
предъявляются физиологические, эталонные и
коммуникативные требования.
В проектировании деловых костюмов на
первое место выдвигаются эстетические, психо-
логические, коммуникативные требования. Это
связано с тем, что цвет призван играть урав-
новешивающую роль, создавать зрительный ком-
форт при длительном общении, концентриро-
вать внимание для выполнения служебных обя-
занностей и т.п.
Модная цветовая гамма определяет доми-
нирующий тип колористики одежды, проек-
тируемой для промышленного производства.
Новая промышленная коллекция одежды должна
удовлетворять потребность в новизне, но не
радикальной, а продуманной и успешно сочетаемой
с цветовой гаммой предыдущих сезонов.
Настроение и характер сезонной цветовой
палитры определяют около десяти основных оттенков.
В развитии модной цветовой гаммы каждого сезона
наблюдается ряд закономерностей.
Цикличность смены модных цветовых тен-
денций, в основном, соответствует циклам раз-
вития модной формы и силуэта костюма. Как
правило, новая форма, сообщая тенденции мод-
ных силуэтов, пропорций и объемов, приходит
к нам в черном цвете. Черный цвет наиболее
емко выражает силуэт и пространственно-объем-
ные характеристики костюма. По мере своего
развития и видоизменения форма теряет остроту
и знаковость, поэтому цветовое решение уходящей
формы характеризуется общим сложным колоритом
и преобладанием оттеночных решений цвета.
Влияние на основные тенденции модной
цветовой гаммы оказывают региональные осо-
Проектирование коллекций
Коллекция (в переводе с латинского означает «собра-
ние») — это систематизированное собрание каких-либо
однородных предметов, представляющих научный, исто-
рический или художественный интерес.
Художественная система «коллекция» в проектировании
одежды — это серия моделей костюмов, объединенных общей
идеей, эмоционально-художественной выразительностью об-
раза, единством стиля, формы, цветового решения и при-
меняемых материалов.
Коллекция может состоять из различных элементов —
единичных моделей, комплектов, ансамблей, дополнений,
аксессуаров. В коллекции каждый костюм композиционно
завершен и обладает целостностью. В свою очередь, кол-
лекция, состоящая из таких костюмов, представляет со-
бой гармоничную цельную систему, в которой каждый эле-
мент (костюм) связан с другими составляющими и нао-
борот. Вся коллекция строится по законам композиции.
Коллекция — это не механическое объединение разных
моделей в одну группу. Коллекцию как художественную
систему отличают признаки, присущие любой пластической
композиции.
Главный признак коллекции моделей — ее цельность.
Цельность коллекции достигается путем использования в
ней гармонизирующих факторов:
стилевое единство;
единство формы;
единая цветовая грамма;
единая структура и фактура материалов;
единство образного решения.
Важным признаком коллекции, от которого зависит
эмоционально-образное воздействие на зрителя, является
динамика. Динамичность коллекции предполагает раз-
витие по основным направлениям:
основной идеи коллекции;
композиционного решения;
108
Глава IV. Проектирование одежды
Творческие эскизы коллекции одежды для
школьников
109
Э.М. Андросова «Основы художественного проектирования костюма»
Творческие эскизы коллекции одежды
из трикотажных полотен для школьников
конструктивного решения;
тонального ряда коллекции;
цветового ряда коллекции.
Центральная идея коллекции должна разви-
ваться от модели к модели, представляя на суд
зрителя все возможные варианты и нюансы раз-
вития главной идеи. Если сравнить централь-
ную идею коллекции с бриллиантом, то дизай-
нер выступает в роли огранщика-ювелира, за-
ставляющего бриллиант сверкать новой гранью,
раскрывая в каждой модели коллекции его кра-
соту.
Композиционное построение коллекции дик-
тует наличие в ней композиционного центра.
Дизайнеру необходимо выбрать одну или нес-
колько моделей костюмов, которые наиболее
полно и убедительно выразят идею коллекции.
Эти модели, являющиеся кульминацией всей
коллекции, могут быть выделены следующими
выразительными элементами знаковой системы
костюма:
формой и силуэтом;
объемом;
пластикой;
колоритом;
фактурой;
декором.
Развитие конструктивного решения коллекции
предполагает динамичную выразительность ню-
ансов кроя.
Декоративное решение коллекции должно
четко продумываться от модели к модели. Кол-
лекция не должна быть перегружена декором.
Дизайнер не должен подменять понятие «дизайн
одежды» украшательством моделей. Количество
декора в каждой модели должно быть разным.
Модели, выполняющие роль композиционно-
110
Глава IV. Проектирование одежды
Эскизы коллекции молодежной одежды
Э.М, Андросова «Основы художественного проектирования костюма»
Творческие эскизы коллекции одежды для учебы
под девизом «Сдать только на пять»
го центра в коллекции и являющиеся по сути
кульминацией, выражающей центральную идею
и замысел автора, могут иметь самое яркое и
насыщенное декоративное решение.
Обязательным условием грамотно разрабо-
танной коллекции является построение развития
ее тонального ряда. Коллекция должна иметь свой
тональный композиционный центр, причем он не
всегда может совпадать с центральными моделями
112
коллекции. Работа над тоновым решением коллек-
ционного ряда — серьезная задача для начинающего
дизайнера. Наряду с построением тонального
развития ряда дизайнер выстраивает свое видение
ряда цветового. Развитие колорита коллекции
начинается с выбора цветового композиционного
центра. Наиболее сильным по своему образно-
эмоциональному воздействию на зрителя явля-
ется вариант, когда в коллекции моделей то-
Глава IV. Проектирование одежды
нальныи и цветовой композиционные центры совпадают.
Тонально-колористическое решение строя коллекции звучит
в унисон центральной идее, помогая раскрывать автору свои
замыслы и образы.
Коллекция моделей, как любая пластическая композиция,
объединяющая несколько элементов вместе, предъявляет к
составляющим ее частям (костюмам) требование общно-
сти одного или нескольких признаков этих элементов.
Современная одежда объединяется в коллекции в зависи-
мости от следующих факторов:
ассортимента (коллекции пальто, костюмов, платьев,
брюк, белья и т. п.);
возраста и пола (коллекции молодежной одежды, муж-
ской, детской и т. д.);
сезона (коллекции зимних пальто, летних платьев и
т.п.);
функционального назначения (коллекции деловой одеж-
ды, для отдыха, занятий спортом и т. п.);
стиля (коллекции классических костюмов, фольклор
ных и т. п.);
используемых материалов (коллекции трикотажных
изделий, меховых изделий, льняных костюмов и т. п.);
образного источника или мотива творчества (например,
коллекция по мотивам древнерусского зодчества; творчества К.
Малевича; культуры и быта уральского казачества и т. п.)
·
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 11318;