Родовая община земледельцев и скотоводов

Родовая община земле и скотоводов основано на производящем хозяйстве. Охотник на добычу смотрит как на пойманное кол-во мяса. А скотоводство зарождается у землевладельцев.

Численность общины увеличивается со 100 человек до 200. Увеличивается плотность населения.

В родовой общине сохраняется кровное родство. При коллективных формах труда кровное родство давало право на получение продуктов. Отдельных участков не существовало. Каждый получал равную долю в зависимости от поло-возрастного разряда. Возникает вопрос: Усилие требуется всего коллектива рис 3.3. Никакой общинник не имеет никаких отдельных прав на землю. Следовательно, прямая коллективная собственность.

Раз прямая коллективная собственность коллективные формы распределения и потребления полученного продукта. Совместное проживание. Когда в конце родовой общины появляются отдельные хижины, они все равно ели вместе.

Мы видим, что хотя изменился тип хозяйства, но основы те же самые. Принцип меритократности, реципрокности и т.д. Действуют мононормы и т.д. Но почему в перестройке хозяйства начинается генезис государства?

1) Усложняется система хозяйствования. Если раньше нужно было знать, где что находится, то теперь нужно осуществлять весь производственный цикл. Земледельщику теперь нужно: Очистить землю (Требует коллективных усилий), осуществить запашку, посев, охрану посевов, чтоб соседи и животные не съели, сбор урожая, хранение и только потом распределение и потребление.

2) Увеличился и усложнился человеческий коллектив. От 100 до 200 человек. Связи внутри коллектива усложняются. Это ведет к усложнению функции управления, а это в свою очередь ведёт влечет к усложнению системы управления. В данный период складываются 3 основных органа управления общины: 1) Глава (Вождь) 2) Совет старейшин 3) Народное собрание. Усложнение системы хозяйствования влечет за собой в появлении необходимости в отделении функции управления от производительных функции, а это главная предпосылка возникновения государства.

До классов еще тысячелетия, но процесс генезиса государства начинается. Классы не являются причиной возникновения государства. Пока классы не сформируются период генезиса гос-ва не закончится.

В чем выражалось усложнение системы?

Глава общины (Вождь): Должность вождя была временная сначала. Изначально военного предводителя. Вождь был главой ополчения. Должность выборная. С течением времени кол-во столкновений увеличилось, что смысла выбирать вождя не было. Обычно, этот период, когда он физически мог выполнять свои функции. В Древнем Египте это выражалось тем, что он мог править около 30 лет. А в Месопотамии проводился праздник, когда выбирали подменного правителя, а потом меняли. А раз должность становится постоянной, то помимо военной функции, вождь начинает выполнять еще и административные функции. Судебные функции: Разбирается в спорах общинников. Религиозные функции: верховным жрецом общины, культа. Начинается концентрация различных функции управления в руках одного вождя.

Старейшина - это старший мужчина рода. Совет старейшин, это совет глав родов. Не следует путать совет старейшин , который появится на 3 этапе генезиса государства, совет знати. Отличие в том, что там могут быть главами родов, старыми, но только ЗНАТЬ! Совет старейшин это коллегиальный орган при вожде, который является совещательным, кроме того выполняют административные функции. Также выполняют жреческие функции. Проводит обряды внутри своего рода. Также разбирает споры членов его рода. Когда начинают военное дело, то глава рода командовал своим родом.

Народное собрание: На очень ранних этапах в состав входили и мужчины и женщины. Народное собрание становится собранием взрослых мужчин воинов. По сути это те, кот воют в ополчении. Народное собрание не постояннодействующий и собирался для решения самых важных дел (Избрание вождя, воевать или нет и т.д.)

 

В 19 веке сложилось неправильное представление, что в конце первобытного общества, был такой период как военная демократия. Понимая период, когда все решения принимались на народном собрании. Потом плохие дядьки отобрали у народного собрания эти функции. Термин военная демократия неграмотное понятие. Демократия – это полит. режим. А Раз гос-ва нет, то и понятие нельзя использовать. Исследования ученых показали, что никакой демократии нигде ни в какой первобытном обществе не было. Управлением занималась знать. По знатности. Демократия это очень поздний полит режим, а потому говорить об этом не нужно. Народное собрание – прямое проявление народовластия. Демократия существует с середины 20 века, в Европе. В конце первобытного общества возникает иерархия власти.

Кроме того, существовали отдельные должности второстепенные. Но те 3 органа управления были главными и всегда были причём с одними и теми же функциями.

Период родовой общины заканчивается, когда было изобретено важное изобретение, более удобное орудие труда - плуг. В плуг можно впрягать тягловых животных – это приводит, что производительность труда увеличивается в 20 раз. Раз нужны тягловые животные, то это укоряет развитие животных. Увеличение производительности труда приводит к избыточному продукту (Не путать с прибавочным продуктом!!) Когда все наелись, а продукт остается. Они не могут все съесть, поэтому это создает основу для ремесла. Нужны ремесленники, а их нужно кормить. То теперь появляются специализированы мастера, которые делают свое дело, и община их содержит за счёт избыточного продукта.

Теперь, используя плуг, землю могла обработать большая семья (2-3 поколения) родственников, которое возглавляет глава семьи. (15-20 человек) Они, используя плуг и тягловых животных, могли обрабатывать сами.

 

То есть общество дошло до 2 этапа генезиса государства (С перехода к соседской общине и продолжается до начала периода классобразования) Появляется новый тип общины. Соседская первобытная община. Соседская община характеризуется:

1) Основано на производящей экономике (Земледелие и скотоводство)

2) Увеличивается численность коллектива (Соседская община от 200 до 1000 человек)

3) Увеличивается плотность населения.

4) В соседской общине сохраняется кровное родство. Масса тому примеров.

5) Соседская община теперь делит землю на наделы. Часто по жребию. Раз землю поделили, то теперь кровное родство теряется свой социальный экономический смысл. Теперь они получают продукты каждый со своего надела. Это приводит к тому, что в общину приняли человека, который родственником не был, но ему дается надел, то он принят в общину.

6) Теперь признаком вхождения человека является обладание землей в общинном фонде общины. С этим появляется термин «изгой», который был изгнан из общины. У него в общине остались родственники, но он теперь изгой, он теперь не член общины. И бывает наоборот. То есть кровное родство не имеет значение.

7) Землю давали по кол-ву едоков в семье.

В соседской общине прав на землю был можно охарактеризовать как верховая коллективная собственность. Права всей общины стоят над правами каждого отдельного хоз-ва. Отсюда и название - верховная. Когда они собираются на собрания, то теперь они учитывают интересы каждого индивидуального хоз-ва.

А как же можно назвать права этих хозяйств на юридический надел? Это владение землей. Фактическое обладание и намерение относится к вещи как к своей. С социально-экономической точки зрения. Права хозяйства больших семей определяется как трудовая собственность. (НЕ путать с частной собственностью) Пока общинник работает на этой земле, он имеет право на эту землю. Все, что он производит трудом и пока имеет право, это его. Если живущий на земле человек умирает на войне и часть земли забрасывается за ненадобностью, то община изымает эту землю и отдает другому человеку. Пока работаешь – твоя земля, когда перестал – не твоя.

Пока семьи не освоились на начальном этапе, они, по старой традиции, работают вместе, а потом же когда урожаи начал вырастать, то делили и собирали урожаи. А потом уже одна семья выполняла весь цикл хозяйствования.

А раз землю поделили, почему община сохраняется: Первоначальное присвоение семьи требует усилия всей общины. Защита земли требует коллективных усилий.

Откуда видно, что община сохраняется:
Это проявлялось в тех функциях, которые она выполняет:

1) Община соседская как верховный коллективный собственник. Переделы земли.

2) Производила перераспределение произведенного продукта. Например, наступает праздник: Община дает поручение нескольким семьям организовать этот праздник.
Эти семьи тратят часть своего продукта на праздник, и затем происходит перераспределение

3) Она не допускала к земле не общинника. Если человека изгнали из общины, то обратно его не пустят. Фактически, обрекли на смерть.

С переходом к соседской общине. Со 2 этапа генезиса государства начинается период так называемой социальной революции. Это период глубоких социально- экономических изменений, итогом которых стало появление частной собственности классов и государств.

Почему именно со 2 этапа? Причина проста. С переходом к соседской общине начинает разрушаться эгалитарное общество. Начало появления имущественного неравенства. Отличие имущественного неравенства от социального неравенства в том, что здесь статусное положение одинаковое.

 

В 19 веке думали об этом не совсем правильно. Думали что в результате внутреннего насилия. Появились страшные дядьки, и они бегали, отбирали имущество у других. Нет. Эти авторы решили усовершенствовать свою гипотезу, что эти дядьки набирали банду дружины и отбирали у всех имущество. Дружинники – это профессиональный вор. Тот кто берет его на службу, должен его содержать.

Дружина знати не могла противостоять ополчению. Теория внутреннего насилия проверку временем не выдержала. Грабить ходили соседние земли. Внешнее насилие не может быть постоянным источником.

 

Причина очень проста. Раз землю поделили, то каждая семья получает доход только со своего надела. Причина появления имущественного неравенство в том, что появились отдельные хоз-ва. Каждый работал, как мог. Причина заключается в том, что люди имеют разные наклонности, таланты, способности. Второе: Половой состав работников семьи. Нужна мужская сила. 3 причина: Участки земельные имеют разное плодородие.

 

Имущественное неравенство создает проблемы общине. Люди завидуют. Зависть приводила к конфликтами. Те, кто имели больше начали наглеть, и это приводило к действиям коллективистских установок (Дракам). Такая ситуация для общины опасна, когда внутри неурядицы. Община пыталась сглаживать это неравенство:

1) При проведении пределов учитывалось плодородие земли.

2) Перераспределение произведенного продукта. Но эти меры только сдерживали имущественную дифференциацию, но остановить не могло.

В связи с переходом к соседской общине, возникала проблема: раз община сохранилась, то сохранялись обще общинные потребности, которые могли быть удовлетворены только совместно. В родовой общине с этим проблем не было. А теперь землю они поделили. Откуда взять средства на эти обще общинные потребности?

 

После 3 пары. Вторник. Консультации. Долги ликвидировать в течении недели.

Пока можно ходить в другие дни, кроме среды и четверга.

Кружок в пятницу, после 4 пары.

 








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 1736;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.