Государство – это определенная система органов управления и принуждения, распространяющая свою власть, отделенную от самого народа, на определенную территорию.

После того, как произошла трансформация, развитие органов государственного управления пошло по 2 направлениям:

1) Перераспределению функции. Перераспределение функций происходило между органами управления общинами государства. То есть между главой общины, советом знати и собранием общины. Мы наблюдаем тенденцию, что идет усиление власти правителя и знати. И некоторое ослабление народного собрания. Функции, которые связны с регулированием государственный отношений переходят к совету знати от собрания. Потому что: 1) В этот период появляется защитное вооружение. Вооружение тяжелого пехотинца дорого, не каждый общинник может его купить. Раз тяжелое вооружение, то прежний способ воевания в тяжелом вооружении не удавался. Бой происходит уже фалангами. Дружинникам это оружие было не по карману. Это применялось к дружине правителя. Правитель вооружает их. Дает им содержание. Для воевания сомкнутым строем нужны тренировки. А для общинника это неприемлемо. А дружинники могли этим заниматься. Это приводит к тому, что в мелких конфликтах, нет необходимости собирать общинное ополчение. Воевала еще знать. Они участвовали в этих мелких конфликтах. Общинное ополчение стало созываться реже. А это привело к снижению воли общинного ополчения. Раз снижается роль общинного ополчения, то это вдет к снижению роли народного собрания. 2) Создание административного аппарата управления. Этот административный аппарата управления не был связан с общиной. В данный период сложилось ранняя монархия. Правителю нужны было эти разные функции управления выполнять. Одному человеку это сложно. Эти люди начинают набирать себе штат помощников для выполнения функции. Эти люди подчинены данному должностному лицу. Он их назначает и смещает. Таким образом, появляется новый аппарат управления, основанный не на выборном, а на назначаемом аппарате. Появляется с органами управления общины государства появляется административный аппарат управления.

Органы управления общины Административный аппарат
1) Должности выборные. Долгое время сохраняется выборность правителя из рода правителя 2) В общине, исполнение функций управления является безвозмездным. Занимать должность в общине считалось честью. 3) Для того чтобы занять должность в общине нужно было иметь определенное происхождение. Происхождение имело очень большое значение. На должности могли претендовать только граждане и не все. Бедные граждане не могли занимать должности. Это приводит к тому, что все первые гос-ва складываются с аристократическим полит. Режимом. Должности занимали только знатные люди. В Афинах демократия установилась, в результате вековой борьбы общинников. 1) Назначения начальником. 2) Исполнение функций управления является возмездным. Крупные и средние чиновники получали землю во владение за службу. Средние и крупные чиновники + паек. Мелкие чиновники не могли работать одновременно работать и обрабатывать землю. Ока они на службе находятся у них земля есть. 3) Социальное происхождения значения не имело. Главное чтобы человек был свободным. Это приводит к тому, что когда правители начинают набрать штат работников, то они начинают набирать из своих родственников. Проблема в том, что знать не заинтересована в усилении власти правителя. Им нужны не неограниченный правитель. А просто сильный правитель. Они не хотят быть слугами. Этот источник служилых людей был не выгоден, поэтому они берут из чужаков людей. Потому что: 1) В административном аппарате главное не происхождение, а что умеет человек. 2) Преданность правителю. У знати с преданностью правителя была напряженка. У чужих был правовой статус был низкий. Поэтому, чтобы стать «человеком», нужно было выслужиться перед правителем. Раз они чужаки, то у них нет своей земли. Пока они находятся на службе, у них земля. Поэтому они заинтересованы в служении, чтобы их не изгнали с земли. Они были заинтересованы в усилении силы государства. Когда правитель становится неограниченным, то чиновник тоже становятся на положении подчиненных.

Мы видим, что создание органов управления общины, создание административных органов управления. Складывается экономическая база этого аппарат управления. Чиновникам надо платить жалование. Государственный сектор экономики. С граждан гос-во н может брать большие средства. Второй источник – это система налогообложения, которые выросли из идеи коллективного фона. В этот период складывается 3 вида налогообложения: 1) Натуральная обязанность. Обязанность применяется в отношении лиц неэксплуатируемых. Граждане несут обязанности. А крестьяне несут повинности. (Эксплуатируемые). Этот налог зерном, продуктами. 2) Трудовая обязанность граждан. Различные строительные работы. Строительство ирригации, пирамид и т.д. 3) Военная обязанность, которая являлась и привилегией. Чужаки в общинное ополчение не могли попасть. Они лишь в дружину могли попасть. Налоги приобрели 2 формы: 1) Прямое налогообложение, когда государство собирает средства в централизованный фонд. 2) Косвенное налогообложение. Связано с военной обязанностью. Заключается в том, что каждый воин должен был прийти в общинное ополчение со своим оружием. В отличи от сегодняшних солдат, ополчение должно было само содержаться. Общинник покупает оружие и вооружение. Он тратит свои же средства и з своего кармана. Мы видим, что существует второй признак гос-ва – система налогообложения. В общинником государстве существует свое административно-территориального деления лежит община. Миры и верви (Из Древней Руси) входили в состав уже общин государств. В Лагаше было 10 административно-территориальных единиц. Община выступала не только как административно-территориальная единица. Община выступала как полицейский вокруг. Община будет возмещать потерпевшему ущерб. Это не коллективная ответственность. Это ответственность за поддержание правопорядка на своей территории. Есть органы власти, которые должны отлавливать преступников и казнить их. 3 признак гос-ва это территориальное деление. Хотя внешне, казалось бы община. Правителя даже выбирают. Некоторые авторы говорят, что нет гос-ва. Но это не так. Так как есть 3 признака государства. Публичная власть, налогообложение, территориальное деление. На Древней Руси это называлась волость. Глава волости – волостель. В Месопотамии это назывались Ки. Усиление власти правителя вызывало оппозицию со стороны знати. Знать, в борьбе против правителя за власть пыталась опереться на традиции, на обычаи государственного права. Знать стремилась сохранить ситуацию, когда он ограничен. Правитель должен был найти опору вне общины. В борьбе за власть, если правителю удастся найти опору, то его власть будет усиливаться. И может стать неограниченной. Для формирования сильной власти стала: 1) Экономическая база. Сильный, большой государственный сектор экономики. 2) Социальная база. Служилые люди или чиновники. Которые заинтересованы в усилении власти правителя. 3) Политическая база. Это административный аппарат управления. Система органов управления, непосредственно подчиненных правителю. Отличие от органов управления общины в том, что его команды не обсуждают, а делают, ка кон сказал. 4) Военная база. Это дружина правителя, которая формировалась из чужаков. До конца рабовладельческой строя, эта база всегда проигрывала, реальной многочисленной военной слой было общинное ополчение. На момент формирования власти все зависело от того, кого поддержит. Рядовые общинники, были важнейшей опорой правителя или знать).

Территориальное гос-во (Региональное гос-во) (На примере Древнего Египта и Месопотамии). Возникновение первых объединений. Различия между военным союзом, конфедерацией и федерацией. Развитие форм гос-нного устройства и формы правления.

Начнем с Египта. В Египте, первые общины государства появились в 33 веке до н.э. Но очень рано возникла необходимость в объединении этих общинах. В результате, в 32 веке до н.э. возникают 2 гос-ва. Южный и Северного Египта. 2 территориальных гос-ва. Эти объединений по характеру были федерациями. Вместо прежней общины гос-ва возникают федерация. Что говорило о том, что федерация: Отдельные общины сохраняли династии своих правителей. На каждой территории нома действовали свои нормы права. Естественно, во главе каждого гос-ва встал единый правитель. Происходит от Пер-о. Так назывался дворец правителя. Скрывали личное имя, чтобы не нанесли вреда путем колдовства. (Правитель). Греки исказили это слово на Фараон. Отсюда появились названия. Правитель Нижнего Египта носил красный венец. А второй носил белый Венец. Эти 2 отдельных гос-ва не существовали долго. Необходимость создания единой системы ирригации. В 31 веке до н.э. Верхний Египет покоряет Нижний и образуется единое Древне египетское гос-во. Побеждает Верхний Египет. И Там начал править нулевая династия фараонов. Объединения происходит путем слияния двух половинок. Это означает, что сохранился аппарат управления отдельный для верхнего и нижнего Египта. Органы управления Нижнего Египта имели определение красный. А органы управления верхнего Египта белый дом. Фараон стал носить белый венец и красный. Титул, который он стал носить, тоже отражал объединение. Правитель Верхнего и Нижнего Египта. Система управления в тот период была самостоятельной на Красные и Белые органы управления. В рамках единого Египта, сохранялась федеративная форма государственного устройства. Это выражалось в том, что в номах по-прежнему существовали династии Адзов. И продолжали действовать местные нормы права. Это значит , что каждый ном выступал как субъект, гос-нного федерация. Так называемый основатель Хор Баец Мина около 3 тыс. года до н.э. перенес свою резиденцию в новую столицу Минфи. И Монефон начал новое летоисчисление.

Периодизация:

1) Раннее царство. 30 – начало 28 веков до н.э.

2) Древнее царство. Начало 28 – конец 23 веков.

В период раннего царства нижний Египет предпринимал попытки выйти из под власти Верхнего периода. Заканчивается большим восстанием против власти. Но оно было подавлено. Уничтожено много знатных людей. После этого попытки выйти из под власти превратились.

В период Древнего царства это период существования единого Египетского царства. Аппарат управления остался раздвоенным. Появился термин «оба дома оружия». То есть уже подразумевался общеегипетский, а не красных и белых.

Период раннеклассового общества.

В раннеклассовом обществе сложились классы и сословия. Общинная знать называлась Пэ. Рядовые общинники Элхе. Чужаки – Мерет. Рабы – Баку. Египетские источники сохранились хуже, так как писались на папирусах. Собственность на землю была. Пэ и Элхи были сословием полноправно-свободных. Мерет – неполноправно-свободные. Баку – несвободные. Среднего слоя нет еще. Появится позже. В период существования ранней монархии. Неограниченная власть не могла сразу возникнуть, потому что знать противостояла правителю. Знать была настолько сильна, что смогла разорвать государство на части. Последние фараоны 11 и 13 династии снова объединяются в новое государство.

3) Среднее царство. Середина 21-середина 18 веков до н.э. В данный период устанавливается неограниченная монархия в виде деспотической монархии. Аменемхет 3-ий правил с 1850-1800 год до н.э. Он смог отобрать земли у Адзов. До него номархи воевали между собой. И лишил их экономической базы, отобрав земли. Смог это сделать опираясь на общинное ополчение. До него никакой деспотической монархии не было. Закончилось распадом Египта.

4) Новое царство. 16-11 вв. до н.э. Вновь было восстановлено единство Египта. Была установлена новая деспотическая монархия. Общество основанное на металлургии бронзы, в силу того, что ресурсы были исчерпаны, приходит в упадок и Египет опять распадается на части. Начинаются завоевания Египта.

5) Период позднего Египта. Период, когда перестал существовать в качестве самостоятельного гос-ва. Входил в другие государства.

 

Система управления Египта прочитать в учебнике. Не только центральный аппарат управления, а также система управления в отдельных топах и т.д.

 

Период Древнего царства начинается переход от федеративной формы государства к унитарной форме государственного устройства. И завершается в период Среднего царства. Номархи и Адзы стали чиновниками. То есть организация власти на местах по традициям исчезает. Номы превращаются в территориальные единицы.

В Египет процесс объединения произошел раньше, чем в Месопотамии. Необходимость создания единой системы ирригации подталкивала этот фактор.

 

В Месопотамии ситуация была иначе. Процесс объединения прошел позже. Если в Египте

То произошло достаточно быстро, то в Месопотамии этот процесс занял 400 лет, против 100 лет в Египте. Происходил этот процесс в т.н. раннединастический период. 2750-2315 годы до н.э. раннединастический период делится на 3 этапа:

1) 2750-2615 год. Это был период, когда между общинами-государствами началась борьба за главенство. То есть самой главное общиной государства стал Киш. Это стало общиной гегемоном. То правитель Киша вместо титула Энси принимает Лугаль. Означает большой человек, хозяин, господин. Этот титул подчеркивал прежде всего жреческие функции., то титул Лугаль подчеркивал военные функции данного правителя. Могли объединять военные силы и использовать других людей для создания единой системы ирригации. Но единого государства не было.

На Юге Шумеров боролись Ур и Урук. Боролись попеременно. Находились на одном канале. Поэтому если одни побеждали, то перекрывая воду приводил одни в упадок. Победы добился Ур. Тем не менее правители Киша хотели установить Гегемонию на всей территории Шумеров. Но начале 2 этапа это привело к столкновению.

2) 2615-2500 годы до н.э. Бильгамеш он добился того, что Ур был раздроблен. И Урук победил. В самом начале из Киша от Аргы приехали послы, который потребовал, чтобы люди Урука пришли на строительные работы. Вопрос очень важный. Данный вопрос сначала обсудили на совете знати. Он посоветовал не ссориться с ним. И лучше отдать рядовых общинников. И этот вопрос был вынесен на народное собрание. Народное собрание высказалась против, так как работать пришлось бы им. Народное собрание высказалось против. Они понимали, что это приведет к военному столкновению. Они тут же давали Бильгамешу титул Лугаль и предоставили ему чрезвычайные полномочия. Послы вернулись и правитель Киша разгневался. И этот город был осажден. Но захватить не смогли. Война закончилась тем, что Киш был раздроблен. Урук победил. Это означало, что Урук стал гегемоном всего шумера. Но на севере появился новый народ, который захватил северную власть. Под властью Урука осталась только южная часть. Бильгамеш стал создателем первого известного военного союза в Месопотамии. Военный союз – это союз независимых государств с военнополитическими целями, главой этого союза был Лугаль и Энку.

Все остальные члены, входившие в этот союз, носили титул Энси. Они находились под контролем знати. Таким образом выглядел первый военный союз.

3) 2500-2315 годы до н.э. На этом этапе усиливаются 2 общины-государства. Это Лагаш и Умма. Эти две общины располагались в низовьях реки Тигр восточных шумеров. Располагались на расстоянии 60 км. И между ними развернулась борьба за гегемонию. Лагаш был большим государством-общиной. 100 тыс. человек. Чуть меньше трети были рабы. Лагаш нанес удар по Уруку, но в это время в Лагаше начались внутренние проблемы. Знать проводила перевороты. В 2318 году, в результате очередного переворота к власти приходит Уруинимгина. Пришел в результате переворота знати. Но Уруинимгину, избрали на народном собрании, чтоб легитимизировать свою власть. И провел т.н. «освобождение». 36 тыс. человек голосовали за избрание Уруинимгины. На 2-ой год правления, Уруринимгина получил титул Лугаль, так как надо было воевать. И чрезвычайные полномочия. В это время в Умме правил Лугальзагеси’ правил 2336-2311 год. Этот самый Лугальзагеси стал объединять под своей властью Месопотамии.. В 2312 году до нашей эры, нанес поражение Лагашу, Лагаш потерял Северную часть своих земель. Объединил Шумер в конфедерацию. Он создает первую известную нам конфедерацию. Конфедерация – это нив коем случае не едина. Союз независимых государств. Разница между военным союзом и конфедерацией в том, что военный союз преследует только цель военную.

Этот самый Лугальзагеси стал главой данной конфедерации. Он служил ядром этой конфедерации. Он стал Ишибором, отказавшись от Лугальчества. Он мог объединять усилия всех конфедераций для военных целей и мог использовать общинников для строительства ирригаций. История государственного права показывает, что конфедерации очень неустойчивые. У конфедерации есть 2 пути – это развалится на отдельные государства. 2-ой путь – это переход к более тесному объединению к федерации, а потом в унитарное государство. Конфедерации не могут долго существовать, как правило. Конфедерация Лугальзагеси имела как плюсы, так и минусы: Плюс: Имели равный статус все субъекты. Нет конфликтов, зависти. Минус: Центром объединения была сама личнсоть Лугальзагеси. То есть не будет Лугальагеси и конфедерация развалится. К 2311 году правитель Шарумкен стал объединять земли Северного Шумера. Лугальлзагеси был взят в плен и убит, и конфедерация развалилась в этом же году. Не удалось создать единое государство.

Община-государство Ашшур – это община-государства на среднем течении реки Тигр. Возникло как обычное государство. Был совет знати, собрание общины и т.д. Про Ашшур прочитать учебник (Омельченко). В 14 веке Ашшур становится центром объединения Месопотамии, правителям Ашшура удалось объединить под совей властью эти общины. Возникает единое государство Ассирия с федеративным государственным устройством. Правитель теперь единого государства. Властитель получил название Шарум. Он теперь не правитель общины, а территориального государства. Общины, входившие в состав этого государства, сохранили право формирования власти на местах. Продолжила действовать своя правовая система. Стали действовать средне ассирийские законы.

Таким образом, исторически сложились следующие формы государства:

1) Государственное устройство:

1.1) Номовое (полисное) государство. Государственное устройство отдельной общины-государства, хотя некоторые авторы говорят, что есть меленькие государства. В принципе, «маленькое унитарное государство» можно применить и к общинам-государствам. Некоторые говорят, что там власть организована иначе. Органами управления выступают органы общинного управления, поэтому хотя можно употреблять термин маленькое унитарное государство, но это не совсем правильно. После общин государств возникают разные объединения. Конфедерации и Военные союзы. Ни то ни другое не являются формой государственного устройства. Раз это союз независимых государств, то каждое государство имеет свою форму государственного устройства. Следующим типом формой государственного устройства являются федерации.

1.2) Федерация – это уже единое союзное государство. Федеративное государственное устройство характеризуется тем, что могут быть равноправными и неравноправными. Равноправные государства – это, например, США, РФ. Примером неравноправной федерации является Германия. Дальнейшее развитие федерации может привести к тому, что может возникнуть унитарное государство.

1.3) Унитарное государство – единой, но территории не обладает признаками самостоятельности. Власть формируется из центра. Все субъекты, единицы административно-территориального деления. Унитарное государство имеет две разновидности: децентрализованное и централизованной. Шарумкен создает децентрализованное унитарное государство. В составе государства шарумкена, территории не обладали самостоятельностью. Но ряду территорий были предоставлены автономные права. Это говорило о том, что хотя это унитарное государство, это государство было децентрализованным. Примером полностью децентрализованного государства является Италия. Все области получили автономию. Если автономии в составе государства нет, то это означает, что данное государство является централизованным.

2) Форма правления.

2.1) Исторически, самой первой формой правления была монархия. Монархическая форма правления зарождается на основе должности большого вождя. Тенденция сосредоточения в одних руках всех функций управления. Монархия вырастает из должности большого вождя. Монархия формируется естественным путем на основе органов управления общины. Различные функции управления концентрируются в одних руках. Выборность не может служить признаком республики или монархии, так как монархов долго выбирали, только из одной семьи (рода правителей). Никакого порядка престолонаследия не существовало. Выборность или отсутствие оной не является признаком монархии или первобытного общества. Из десятка типов монархий только две монархии были неограниченными: В древности - деспотическая монархия, а в средневековье – неограниченная. До первой половины тыс. до н.э. монархия уже сформировалась. Ни одной республики. Единственной формой правления была монархия. Республики появятся только в первом тыс. до н.э. Республики возникают и на востоке, и на западе. Но при этом, республики были и в Древней Индии, и в северной Африки. Республиканская форма правления отличается не наличием выборности, а тем, что различные функции управления распределены между несколькими должностными лицами или коллегиальными органами. За установление республики боролась знать. Почему в первом тыс. до н.э. правители проигрывали борьбу за власть? Это приводило к тому, то должность правителя как главы государства упразднялась, заменялась коллегиальным органом управления. Рядовым общинникам лучше, чтобы была монархия, так как монарх будет провозглашать указ о справедливости. Только в ходе кровавой борьбы рядовых общинников против знати, они могли урвать что-то от них.

3) Политический режим.

3.1) Исторически, самым первым видом политического режима был аристократический политический режим (Европа, Африка, Америка и т.д.). Аристократический режим (Власть лучших) – власть знати. Когда должности занимаются по происхождению, по знатности. То есть рядовой общинник не будет занимать должность. Почему везде аристократический политический режим? Слой знати, еще в первобытном обществе складывается как слой, занимающийся управлением. Знать управляет, а рядовые общинники не управляют. Если бы знати не управляли, они бы знатью не назывались, то есть «лучшими людьми». Поэтому первые гос-ва возникают с аристократическим режимом. Дальнейшее развитие зависит от того, кто выиграет в борьбе за власть. Если побеждает правитель, то начинается переход к авторитарному политическому режиму (Авто – сам). Характеризуется тем, что должности занимаются люди, занимаемые должности по воле правителя. Это также формируется при диктатурах, тираниях и т.д. Если правитель борьбу за власть проигрывает, то сохраняется аристократически политический режим, а если знати удается полностью победить, то возможен переход к другим, более мягким политическим режимам, то есть появляется возможность демократизации политического режима. Не путать демократизацию не путать, с демократическим режимом. Демократический режим формируется в результате демократизации (смягчении).

Смягчение политического режима является заслугой рядовых общинников. Единственный орган, где рядовые общинники могут что-то предпринять – это народные собрания. Знатный род, несмотря на недостатки, могли занимать должности. Но со стороны общинников нашлись таланты, способные люди, но они не знатные, значит, они не могут занимать должности. Рядовым общинникам это не нравилось, поэтому общинники начинают добиваться отмены этого принципа, и замена этого по богатству. Если им то удается, то после аристократического режима устанавливается Олигархический режим (Власть немногих). То есть не вес граждане имеют власть, но теперь знатность не имеет значения. На первый план выходит имущественный ценз. Богатые имеют опыт по управлению хоз-ву, следовательно этот признак и выходит на первый план. Если человек из знатного рода, но он разорился, то не сможет больше занимать должности. Но при этом не было равенства всех граждан.

Если на этом, больше рядовым общинникам не удается большего добиться, то так и остается олигархический режим. В Риме знать настолько была сильная, что смогли дойти только до олигархического режима.

Но процесс демократизации не завершился. Демократия настолько редкое явление, что из изучаемых стран, только Афины смогли дойти до демократического политического режима. В отличие от Рим была запрещена крупная земельная собственность. Демократия – демос – народ, кратос – власть. Власть граждан (общинников). Демократический политический режим означает, что все граждане независимо от социального происхождения, независимости от имущественного положения имеют право избирать и быть избранными на любые должности, и участвовать в выработке закона и иных важных государственных делах. Охлократия (Власть толпы). Это не политический режим. Это ситуация, когда система управления разваливается, разрушается. Когда государственные решения принимают не в угоду большинства. Органы государственной власти, в испуге уступает этому движению. Последняя тенденция в западе это тенденция, что нынешняя демократия, что большинство должно уступать меньшинствам. Это ведет не к демократии, а к его разрушению. Демократический политический режим очень редко складывается. В Афинах и то не полностью.

 

В 20 веке сложился еще один режим. Тоталитарный (Total – всеобщий). Имеет сходные черты на авторитарный полит режим. При авторитарном режиме формируется диктатура сильной власти, а при тоталитарном власти складывается диктатура определенной партии. Этот политический режим появился достаточно поздно. Его появление связано с введением всеобщего избирательного права. Это приводит к тому, что малоимущие начинают голосовать за радикальные партии. Не все партии были способны на установление тоталитарного режима. Это партии коммунистические, это правые националистические течения (Национал-социалисты в Германии, фашисты в Италии). Партия устанавливает контроль за различными сферами жизни (экономическую, политическую и т.д.) Регулируют брачно-семейные отношения. Партия сращивается с государственными органами управления. Должности могут занимать или члены партии, или лица, чье назначение санкционировано гос-вом. В большинстве случаев ликвидируется однопартийная система, но это не всегда. В Китае 2 партии были.

Тема 4. Возникновение права. Отличительные черты раннего права. Характеристика поземельных отношений на Древнем востоке на основе анализа актов купли-продажи земли (на материалах Месопотамии и Египта) 28-24 века до н.э. Становление институтов гражданского, уголовного и процессуального права в древнейшем законодательстве. Развитие юридической техники.

Начинаем с возникновения права. Еще в первобытном обществе существовали определенные регуляторы поведения людей. Те, которые в науке получили название мононормы. Это была единая неразделимое правило поведения, которые регулировало правило поведения людей с религиозной, бытовой и т.д. форм. В последующем станут правовыми, но пока этим не являлось. Нет государства, нет права. Были общины государства, до территориальных государств. Путаница идет со всех позиций. Эти мононормы принимали форму обычаи, традиций. Считаются мононормами, так как: С религиозной точки зрения, Боги покарают. С моральной – нельзя убивать своего. С бытовой – нельзя есть своего. То правило поведения, которое потом было использовано в праве. Родственники, родичи убитого отомстят. Месть осуществляется путем кровной мести. Чем сильнее обида, тем больше будет порезано. Соблюдение этих норм обеспечивалось тем, что сами общинники принимали меры. Гарантом защиты прав и единственной организацией являлась община. Получается, что в тот период, пока государства не было, человек мог получить защиту только от общины. Изгнание из общины приравнивалась к смерти, так как он не смог бы защитить себя. Помимо лишения жизни, изгнания из общины, могли нанести физические увечья. Могли быть телесные наказания. Могло быть моральное осуждение. Могли обзывать. Это все воздействие общины, нет государственного принуждения. Сами люди наказывают за нарушение правил. Еще в первобытном обществе сформировались способы регламентации общественной жизни. 3 способа:

1) Запрет (табу). Наиболее широко распространенный способ регулирования.

2) Дозволение.

3) Обязывание.

 

Запрет нарушать поло-возрастное разделение труда межу мужчинами и женщинами. И взрослыми и детьми. Каждый и этих разрядов занимался своими функциями. Считалось недопустимым, что женщина полезет заниматься тем, чем занимаются мужчины. Запрещались убийства своих общинников. Свои – это люди. Чужие – это не люди. Их можно убивать. Запрещалось наносить телесные повреждения. Запрещался обман своих. Других можно, а своих нельзя. Запрещалось кровосмешение, колдовство (только против врагов).

 

Когда первобытное общество закончилось, когда завершился процесс генезиса гос-ва, когда появилась частная собственность, и классы. Одновременно с появлением гос-ва складывается особая специфическая форма регулирования общественных отношений, которое получило назначение права.

 

Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественный отношений, которой присуще : 1) Нормативность. 2) Формальная определенность. 3) Обеспеченность возможностью государственного принуждения.

 

В первобытном обществе никакого права существовать не могло. С какой целью это право формируется? Марксисты считали ,что гос-во есть орудие массового эксплуатации. Право тоже его элемент. Но мы это разбирали. Например, в законах Хаммурапи, не говорится о том, ч собственность жизнь, имущество эксплуататоров защищать хорошо, а остальных нет. Такого не было. Поэтому теория Маркса провалилась. Право защищает и интересы знатных, но это не значит, что рядовых общинников не будет защищать. В Древнем обществе существует два класса собственников. Анализ законов показывает, что защищается собственность знатны и незнатных граждан. Это означает, что главной целью права является защита личности собственника. Собственниками земли была община. В законах 12 таблиц нет ни одной нормы, которое бы защищало права клиента, чужаков. Если он не найдет покровительство от общинников, то он не защищен. Право защищает граждан. Право защищает собственника от посягательств не собственников.

Право формировалось на основе определенных правовых принципов. За всю историю права сложилось много правовых принципов. Это принцип справедливости. (Aequitas) принцип справедливости. Принцип справедливости формируется до появления собственного права. Принцип законности. Все Древние правители говорят, что это не просто законы, а справедливые. Действуют два принципа, законности и справедливости. Если один из этих принципов убрать, то право не будет нормально функционировать.

Например, в Римском праве: На определенном этапе, сложилась ситуация, когда равновесие было нарушено. В цивильной системе права (В Древнейшем праве) – квиритская. Начало формироваться во 2 половине 8 века до н.э. В 6 веке – эта система сложилась в основных чертах. Регулировала отношения между гражданами. Квиритус – гражданин вой. Цивис – граждане. Источники этого права: 1) Правовые обычаи. В учебника Новицкого 4 вида обычая. У них есть свои латинские названия. Их тоже выписать.

2) Судебная практика.

3) Законодательство. Законы Рекса (название должности правителя). Эти законы в учебнике Омельченко написаны. Охарактеризованы. Власть Рекса была ограничена.

Функции управления, после изгнания рексов были разделены. Законодательные полномочия отдали народному собранию. Называлось – comitia.

Эти источники стали источниками квиритской системы права. Потому они были систематизированы в законы 12 таблиц. Квиритское право регулировало отношения между гражданами. Отличалось ярко выраженным формализмом. Если формализм нарушен, юридические последствия не возникали. Это проявлялось в таком способе получении собственности как mancipatio (наложение руки) Для того, чтобы получить право собственности, надо в присутствии 5 свидетелей, полить руку на вещь и произвести определенные слова. Если не соблюдал все условия, то это приводило к тому, что право собственности не переходило. Это приводило к тому, что он мог истребовать вещь у приобретателя, так как тот не стал правообладателем. И недобросовестные отчуждатели стали пользоваться этим. То есть это было законным, но не справедливым.

После этого начинается формироваться преторское (praetor) право (Помощник консула). Были связаны с осуществлением судебной деятельности.

Urbanus появились в 363 году до н.э. Занимавшихся делами граждан. С этого начинается формирование преторского права. Были созданы должности преторов перегринов (занимались делами лиц, без гражданства). Параллельно с преторским правом начинается формироваться право народа. (Jus gentium). Право народов. Зачем преторское парво? Преторское право должно было обойти формализм квиритского права. Должностные лица не могли издавать законы. Они могли издавать указы. Устно, при вступлении на должность оговаривали свои указы. Они могли лишить закон возможности его реализации. Преторы перегрины стали исходить из принципа законности. Они опирались на принцип справедливости – боно фитес. Если один передал вещь другому лицу, но нарушил формализм. Вещь осталась в собственности отчуждателя. Но теперь, когда они приходили в суд, добросовестно ли действовали стороны (Было ли насилие и т.д.). Если требование выполнены, то он отказывал этому недобросовестному отчуждателю. Это римляне стали называть «голым правом». Если на эту вещь посягало другое лицо, то претор вводил юридическую фикцию. Предписывал судье, что срок владения этой вещью прошел. Прошло 2 недели с момента отчуждения вещи, а предписывалось, что прошло 2 года. Таким образом, получалось, что когда стали злоупотреблять принципом законности. Это привело к ненормальной ситуации. Преторское право должно было эту ситуацию ликвидировать.








Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 827;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.