Нарушение этих принципов в Английском праве и Средневековом.
Английское право. В нем тоже сформировалось несколько систем права. Одним из принципов было Common Law – общее право. Сложилось посредством реформ Генриха 2. Следствием деятельности суда разъездных судей. Появился новый источник – судебный прецедент. Это право отличалось большим формализмом. Его проявлением являлись т.н. судебные приказы, с которого начинались судебные процессы. На определенном этапе появились новые правоотношения, новые институты, которые общим правом не учитывались. Это приводило к тому, что лица, чьи права были нарушены.
Когда рыцари уходили на крестовые походы, на войну. Хотели обеспечить права своих детей. Проблема заключалась в том, что если наследники были несовершеннолетними, то опекуном становился сеньор. Кроме того, по нормам Английского права, имущество оказывалось выморочным, то в этом случае это имущество переходило к сеньору. И он хотел выжать для себя из имущества все, что можно. Чтобы такого не было, рыцари стали передавать третьему лицу (доверительному управляющему) в пользу тех детей до достижения совершеннолетия. С точки зрения общего права, собственником считалось то лицо, которое управляло и распоряжалось имуществом. Что естественно было нарушением, нарушался принцип справедливости. Ну и доверие, означало, что имущество передавалось на доверии. То есть не получали они защиты с т.з. общего права. Со временем, таких лиц, которые присваивали это хоз-во, стало больше. Но, когда на них отдавали в суд, но суд ничего не предпринимал. Тогда появились Лорд канцлеры, которые рассматривали эти дела. То есть следил за добросовестностью. Поэтому этот суд получил название – суд справедливости.
Law of Equity – право справедливости. Как только принцип справедливости оказался нарушен, понадобилось создать целую систему права, которое бы обходило формализм общего права. То есть, если сосредотачиваются только на принципе законности, это приведет к нарушению принципа справедливости.
И пример, когда упор стал делаться на принцип справедливости, но забывали про законность:
Большевики отменили действие старых законов и сложилась ситуация, когда новых декретов было мало. И появились лазейки в законе. Сложилась ситуация, законов нет. Опираться на принцип законности нельзя. Поэтому они должны были опираться на революционную совесть и справедливость, то есть исходя из своих принципов решались дела. Казалось бы хорошо. Но проблема в том, что в разных местностях люди по разному представляли правило справедливости. То есть за одни правонарушения разные наказания. И нарушался принцип равенства перед судом.
Нельзя превозносить только принцип законности и также нельзя превозносить только принцип справедливости. Для того, чтобы право работало нормально, надо применять оба принципа. Принцип справедливости – это правовой принцип, не моральный.
Источником права является
Обычное право. Соответственно, определение правового обычая – это правило поведения, сложившееся в жизни людей в течение длительного времени в силу повторяемости, которое было признано гос-вом в качестве общеобязательного правила поведения и обеспечивалось силой государственного принуждения. Правовой обычаи, в отличии от других, обеспечен силой государственного принуждения. Правовой обычаи складывается в жизнедеятельности людей. Обладают меньшей юридической силой, чем закон. Он не имеет строго фиксированной формы, а функционирует в устной форме. Передается из поколения в поколение. Передавал эти обычаи из поколения в поколение жрецы. В Римском праве были жрецы понтифики (pantificus). Правитель, который выполнял функции Верховного жреца также мог вершить суд. Это были в основном государственные преступления. По этой причине, в праве Месопотамии мы не видим государственных преступлений. Правитель выступал как высшее апелляционное и кассационное инстанции. Правовые обычаи исторически делятся на 4 вида:
1) Обычаи из жизни, из практики предков.
2) Обычаи из практики ныне живущих людей (Обычная практика).
3) Обычаи из практики жрецов. Не любых жрецов, жрецов, которые имели право толкования. В Риме: жрецов-понтификов.
4) Обычаи из практики должностных лиц.
Правовые обычаи применялись в судах общинных. И после того, как появились законы, многие сферы правоотношений оставались в сфере действия правового обычая. Прежде всего – это земельное право. Очень долго оставалось брачно-семейное право. Когда возникли первые гос-ва, один круг правоотношений. Общественная жизь развивалась, появились новые отношения, которые уже обычным правом не регулировались. Это отношения, которые выходили нза пределы общины. То есть появились надобность в появлении новых источников права .
2) Закон. Правители стали издавать законы. Первые известные законы – это законы Уруинимгины. Сначала устно, а потом записывается. 2317 год до н.э. Закон – это применяемый в особом порядке и обладающей высшей юридической силой, НПА выражающий государственную волю по ключевым вопросам регулирования общественной и государственной жизни. Отличительные признаки закона: 1) Имеет строго фиксированную форму. 2) В отличии от правового обычая, исходит от органов государственной власти. 3) Имеет общеобязательный характер. 4) И обладает высшей юридической силой. Подзаконные акты не могут противоречить законам. Если существовали правовые обычаи, могут ли они стать нормой закона? Истрия показывает массу примеров, когда нормы права становились нормой закона. Первые законы – это запись правовых обычаев. Для того, чтобы норма правового обычая стала законом, надо чтобы эта норма была зафиксированная (записана), исходила от органов государственной власти. (Например, законы Уруинимгины). В древних законах, не сначала, сложились в том или ином сочетании 3 части правовой нормы. Это диспозиция(Та часть правовой номы, которая содержит правило на защите которого стоит гос-во), гипотеза (перечень условий, при которых данная норма вступает в действие), санкция (та часть правовой нормы, которая указывает поощрительные или карательные меры, наступающие в случае соблюдения правила, а негативные в случае нарушения этих норм. В узком смысле, та часть правовой нормы, которая указывает на отрицательные последствия, когда нарушаются нормы). В законах Уруинимгины есть места, где эти части соблюдаются, и есть, где не соблюдаются. Как правило, присутствуют две части правовой нормы:
Диспозиция и гипотеза в регулятивных правах.
В особенной части уголовного права видим гипотезу и санкцию.
Дата добавления: 2015-08-11; просмотров: 664;