Вопрос 4. Педагогическая технология игровых методик воспитания.

Лаборатория Щурковой Н.Е., обосновывая тезис о технологичности воспитания, разработала систему игровых методик, направленных на создание воспитательного пространства, формирование ценностных ориентаций и установление добрых взаимоотношений между педагогами и детьми.

Цель воспитания, согласно концепции Щурковой Н.Е. – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, то есть жизнь, построенную на Истине, Добре и Красоте , которая позволяет человеку реализовать себя как человека разумного (homosapience), осуществить в себе способность быть человеком творческим и созидающим (homocreatus и homofaber), проявить себя как человека нравственного (homomoralis).

Содержанием воспитания должно быть формирование отношения к ценностям, главные из которых- Истина, Добро и Красота. В дополнение к ним Щуркова Н.Е. предлагает «пирамиду» ценностей, на вершине которой- Человек, как наивысшая ценность. Поразмышляйте над этой пирамидой: 1) Человек. 2) Жизнь, Природа, Общество. 3) Добро, Истина, Красота. 4) Труд, Познание, Общение, Игра. 5) Свобода, Счастье, Совесть, Равенство, Справедливость, Братство.

Логика построения процесса воспитания (формирования отношения к ценностям ) - следующая : -«знаю» (освоение культуры) - «умею»(усвоение культуры) - -«люблю» (присвоение культуры) .

Технологически это можно и нужно делать, используя различные социально-психологические игровые методики (формы), которые и призваны формировать ценностное отношение к жизни вообще и к основным человеческим ценностям. А формирование ценностного отношения – и есть цель, содержание и результат воспитательной деятельности педагога.

На первый взгляд, игровые методики просты и общедоступны. Однако, педагог, используя их, должен придерживаться следующих технологических шагов и акцентов:

1. Создание особой психологической атмосферы в группе учащихся как непременного условия игрового действия. Здесь ведущая роль принадлежит педагогической технике: голосу, мимике, жестам, пластике, темпо-ритму движений, лексической и мелодической окраске речи, определяющих тональность первого этапа занятия- пролога.

 

2. Первый этап встречи-занятия – пролог. Это своеобразный настрой-разогрев. Способы такого разогрева бесчисленны, например: - -*уважительное обращение (дамы и господа, судари и сударыни, друзья, мои дорогие, уважаемые мыслители, и пр.); -* проявление заботы (всем ли удобно? Все ли хорошо расположились? Всем ли видно…); -* персональные вопросы (как ты себя чувствуешь? Что ты думаешь о предполагаемой теме? Чего ждёшь от встречи? …), *- педагогическая мизансцена, располагающая к общению (полукруг, круг, овальный стол, свободное расположение…), -* предварительный вопрос, или парадокс, или проблема,- наводящая на основную проблему встречи…

 

Пролог психологически настраивает на совместное общение, поэтому не нужно бояться, что «теряется время». Важно расположить друг к другу, слегка наметить цель, мотивы и личностные смыслы.

3. Вовлечение в игру и объяснение правил игры : *раскрытие фабулы игры; *обозначение игровых ролей; *приглашение детей на роли (по желанию, по карточкам, по …). Играющие придумывают имена своим персонажам, символические элементы костюмов и пр.. Чем необычнее имя, тем легче играющему спрятаться за «маску», тем свободнее он будет действовать в игре. Не забыть здесь группу наблюдателей, дав им роль арбитра, стороннего наблюдателя, которые будут что-то подмечать со стороны, делать беспристрастные выводы и т.п.

4. Организация самого игрового действа. Здесь нужно следовать фабуле и правилам игры. Но при этом важно помнить: * содержанием игры выступают а) ценностные отношения детей к миру- они проживаются в игре, б) умения детей взаимодействовать с миром- они вырабатываются в игре, в) знания детей о мире- они формируются; *каждый персонаж имеет право на свободное решение игровой проблемы и свободное проявление персонального «Я». Следовательно, ход игры- непредсказуем; в этой непредсказуемости и скрыта игровая интрига. *педагог не должен волноваться, если событийный вектор игры принимает новое, или незапланированное направление: с помощью реплик, или интонаций, или введением нового персонажа или дополнительных условий,- педагог всегда сможет расставить ценностные акценты и смотивировать участников игры на ценностные выборы решений и поведения; *не нужно бояться импровизации: она придаёт игре остроту и повышает интерес.

Чтобы импровизировать, педагог должен быть предельно внимателен к лексике, мимике, пластике, интонациям играющих, чтобы вовремя направить внимание всех на отношенческую сущность происходящего и смысловые акценты; *недопустимо попрание ценности: если, подражая взрослым, дети проявляют циничность или грубость, педагог всегда может мягко переакцентировать: «Иногда люди действительно так говорят…».Средства игры. Они предельно минимальны, символичны, условны, и призваны лишь активизировать воображение участников, чтобы не отвлекать участников от отношенческого содержания игровых действий.

5. Игровая мизансцена. Она несёт в себе символику отношений, поэтому очень важно продумать расположение всех участников игрового действа по отношению друг к другу. Важно и расположение самого педагога: и среди наблюдателей, и рядом с игроками, чтобы мягко корректировать ход игры.

6. Этика взаимоотношений во время игры. Не допускать обидных и грубых выпадов детей друг против друга, которые они могут допустить в запальчивости. Подавать примеры речевых этических обращений и выражений.

7. Итоговая рефлексия. Здесь важно, чтобы участники поделились друг с другом тем, что они поняли, что открыли, что узнали, и пр.

Если игра будет проведена профессионально, не оставит участников равнодушными, то это проявится в активности детей в разрешении игровой проблемы, а также в последующем улучшении добрых взаимоотношений между ними.

Это и будет технологическим РЕЗУЛЬТАТОМ проведённой игровой методики.

СРС: . 1. Познакомьтесь с книгой Щурковой Н.Е. «Классное руководство: игровые методики». 2.Выпишите в свою педкопилку по 2-3 игровых методики из каждого из разделов (а их в книге-11).

Примерные задания для подготовки к занятию:

1. Познакомьтесь с методическими материалами к занятию и рекомендуемой литературой. Уясните основные понятия и их характеристики. Подумайте о практической реализации усвоенных знаний.

2. Разбившись на 4 команды, разработайте модели КТД с ориентацией на разные направления воспитательной работы, или на разные четверти. Не забудьте про алгоритм подготовки и проведения.

3. По командам подготовьте презентацию технологий воспитания, используя работы Полякова С.Д. и собственное педагогическое творчество (Например, 1) Шоу-технологии (конкурсы, соревнования, КВН, и пр.). 2) Технология тренингов общения. 3) Технология групповой проблемной работы (дискуссии, ситуации и пр.) 4) Технология индивидуального диалога «педагог-воспитанник»).

4. По командам разработайте и подготовьте к «проигрыванию» на занятии различные воспитательные ситуации: ситуации творчества, выбора, успеха. В чём воспитательный потенциал подобных ситуаций?

5. Разработайте модель для предстоящей практики «Создаю ситуацию успеха». Можно в форме концепции, алгоритмичной модели, или в форме эссе.

6. Познакомьтесь с книгой Щурковой Н.Е. «Классное руководство: игровые методики». Выпишите в свою педкопилку по 1-2 игровых методики из каждого раздела (а их в книге 11). Как бы вы реализовали эти методики на практике.

7. Напишите эссе о важности и специфике технологического подхода к организации воспитательного процесса, а также- о роли импровизации в нём.

Примерные темы курсовых работ (проектов):

1. Технологии воспитания: теория и практика.

2. Технология коллективной творческой деятельности.

3. Технология создания ситуации успеха (в учебной и внеучебной деятельности- на выбор).

4. Технология создания воспитательных ситуаций духовно-нравственной направленности.

5. Технология игровых методик в деятельности классного руководителя.








Дата добавления: 2015-08-01; просмотров: 1629;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.